В избирательной практике Ганы используется как избирательная система относительного, так и абсолютного большинства. На президентских выборах победителем считается кандидат, получивший наибольший процент поданных действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов не получает большинства голосов в первом туре, для кандидатов, получивших наибольшее количество голосов, проводится второй тур выборов. Однако, во время выборов в парламент подобное мажоритарное положение неприменимо и кандидат объявляется победителем в том случае, если он получает больше голосов, чем другие кандидаты. Вопрос, решаемый путем референдума, считается определенным, если количество проголосовавших лиц, имеющих право голоса на референдуме, и количество поданных действительных бюллетеней составляет, по крайней мере, тридцать пять процентов и в поддержку вопроса голосует, как минимум, семьдесят процентов избирателей.
Конституция Ганы предусматривает время и место проведения подсчета голосов, поданных во время голосования. В ней говорится: «Сразу же после закрытия избирательного участка председатель комиссии должен, в присутствии этих кандидатов или их представителей и их доверенных лиц, присутствующих на избирательной участке, здесь же приступить к подсчету избирательных бюллетеней и регистрации голосов, поданных за каждого кандидата или вопрос.». Подсчет производится вручную.
Назначение и подготовка служащих избирательных участков
В избирательные комиссии Ганы назначаются постоянные служащие, которые управляют этими комиссиями на государственном, региональном и окружном уровнях. Кроме того, если требуется определить границы избирательных округов, провести регистрацию избирателей или выборы (включая референдум), назначаются и временные сотрудники. Самой высокой временной должностью в избирательных органах является председатель окружной избирательной комиссии, который с помощью двух своих заместителей, отвечает за весь округ. На каждый избирательный участок назначается, как правило, председатель и два члена избирательной комиссии. Поэтому во время выборов в общегосударственные органы комиссия назначает 60 320 служащих для обеспечения работы 120 округов и 20 000 избирательных участков. Большинство из временно назначаемых работников являются вышестоящими государственными служащими, а большей частью учителями и студентами старших курсов. По возможности, назначаются лица, имеющие опыт избирательной работы. Одно из важных требований при назначении состоит в том, чтобы лицо не было активным членом или сторонником какой-либо конкретной политической партии, кандидата и не выступало активно в поддержку какого-либо вопроса решаемого с помощью референдума. Насколько это возможно, служащие также назначаются из той местности, где, как предполагается, они будут работать. Чтобы нейтральность взглядов председателей окружных избирательных комиссий и их соответствие занимаемой должности получили одобрение общественности, их фамилии публикуют в центральных государственных газетах, а фамилии нижестоящих служащих на местах публикуются по месту работы. Кроме того, политическим партиям сообщают фамилии и адреса всех временных работников. Как политические партии, так и широкая общественность могут выдвигать обоснованные возражения по составу временных работников.
Служащие должны пройти курс подготовки, вне зависимости от того, имеют они опыт избирательной работы или нет. Подготовка временного персонала проводится всегда непосредственно перед выборами. Инструкторы набираются, как правило, из числа вышестоящих постоянных членов комиссии и квалифицированных председателей окружных избирательных комиссий, проверенных в работе. Сами инструкторы также проходят курсы инструкторов, организуемых на общегосударственном уровне Государственным отделением образования и подготовки. Преподаватели курсов инструкторов являются профессиональными преподавателями (университетов), а некоторые из них и членами избирательной комиссии (Совета комиссии).
Курс обучения планируется таким образом, чтобы дать инструкторам и обучающимся возможность пройти все пособие по избирательным процедурам и отработать эти процедуры в ролевых играх. На избирательных участках обучение не проводится, но председателям избирательных комиссий рекомендуется перед началом выборов созывать короткие совещания с персоналом избирательного участка. (Предоставляются экземпляры учебных и рабочих пособий.) На учебные занятия допускаются доверенные лица кандидатов.
В Гане термин «председатель избирательной комиссии» означает должностное лицо, отвечающее за проведение процедур голосования и подсчета. Поэтому в день выборов такое должностное лицо выполняет две функции. При подготовке также учитываются эти два аспекта избирательного процесса. Как правило, подготовленных руководителей должно быть на несколько человек больше, чем требуется, тогда некоторые будут оставаться в запасе. Структура избирательного участка строится из такого расчета, чтобы количество избирателей на участке не было слишком велико, что потребовало бы много времени на подсчет. В большинстве избирательных участков имеется менее тысячи избирателей, а в списках некоторых участков значатся менее пятисот избирателей.
Подсчет голосов
Сразу же по окончании голосования председатель комиссии в присутствии кандидатов или их доверенных лиц, или иных лиц, имеющих разрешение присутствовать при процедуре подсчета:
проверяет, цела ли печать на избирательной урне;
открывает избирательную урну и вынимает из нее избирательные бюллетени;
раскладывает по пачкам избирательные бюллетени, поданные за каждого кандидата или вопрос;
приступает к подсчету избирательных бюллетеней, по ходу откладывая испорченные и недействительные бюллетени; и
регистрирует общее количество голосов, поданных в поддержку каждого кандидата или вопроса.
Во время подсчета председатель берет бюллетень, объявляет за кого или за что он был подан, а также дает присутствующим представителям и наблюдателям возможность в правильности объявленного им выбора. Если нет возражений, он добавляет этот бюллетень к пачке, соответствующей определенному кандидату или вопросу. Если возражения по бюллетеню все же имеются, председатель передает его по кругу, чтобы доверенные лица смогли рассмотреть его и прийти к общему решению, в котором, впрочем, председатель будет иметь последнее и решающее слово. Все недействительные и испорченные бюллетени складывают в отдельную пачку.
Бюллетень признается недействительным по одной из следующих причин:
на нем нет никакой отметки;
непонятно, за какого кандидата или за какое решение проголосовал избиратель;
избиратель проголосовал за более, чем одного кандидата или решение; или
на избирательном бюллетене нет удостоверяющего штампа избирательного участка.
Когда подсчет голосов завершен, кандидат или его доверенное лицо могут попросить председателя пересчитать голоса и тот должен выполнить их просьбу. Однако, просьба о вторичном пересчете может быть выполнена только в окружной избирательной комиссии ее председателем или его заместителем.
В конце процедуры подсчета председатель и кандидаты или их представители (доверенные лица) подписывают декларацию результатов голосования, в которой указывается:
общее количество лиц, имевших право голоса на избирательном участке,
количество выданных избирательных бюллетеней,
количество голосов, поданных за каждого кандидата или решение вопроса, и
количество испорченных или недействительных бюллетеней.
Затем председатель объявляет результаты голосования по данному избирательному участку и выдает по экземпляру декларации результатов голосования каждому кандидату (или доверенному лицу), а один экземпляр вывешивает на участке.
Непосредственно после объявления результатов голосования на избирательном участке председатель в присутствии кандидатов или их доверенных лиц кладет бюллетени за каждого кандидата или решение вопроса в отдельные пакеты и опечатывает их своей печатью и печатями кандидатов или их доверенных лиц, если они выразят на то желание. Затем, пакеты кладут в избирательную урну вместе со следующими документами:
неиспользованными, испорченными и недействительными избирательными бюллетенями, которые связаны в одну пачку;
связанные вместе предоставленные бюллетени, список избирателей и любые заполненные декларации; а также
копии реестра с отметками и корешки неиспользованных избирательных бюллетеней.
Затем председатель ставит свою печать (а также печати кандидатов или их доверенных лиц) на избирательную урну и доставляет ее председателю окружной избирательной комиссии.
Сверка голосов в окружной избирательной комиссии
Сразу после закрытия голосования председатель окружной избирательной комиссии организует сверку голосов в избирательном округе в присутствии кандидатов и их доверенных лиц. Председатель окружной избирательной комиссии должен заблаговременно уведомить кандидатов и их доверенных лиц о времени и месте сверки голосов.
Во время сверки председатель окружной комиссии принимает опечатанные урны с избирательных участков, находящихся в его юрисдикции, и открывает их по одной после того, как кандидаты (или их доверенные лица) проверят, цела ли печать на каждой из них. Он берет результаты, зарегистрированные по каждому избирательному участку, и читает их вслух так, чтобы слышно было всем присутствующим. Затем он с их же помощью выясняет общее количество голосов, поданное за каждого кандидата или решение вопроса. Он также пересчитывает содержимое любой избирательной урны, если на избирательный участок поступила просьба о его вторичном пересчете.
В конце процедуры сверки председатель окружной избирательной комиссии:
объявляет общее количество голосов, поданных за каждого кандидата;
публично объявляет победителя выборов;
подтверждает приказом имя победителя; и
направляет подписанный приказ в комиссию.
В парламентских выборах по получении приказа, согласно закону, комиссия опубликовывает в официальном органе печати сообщение, в котором указывается фамилия избранного лица и общее количество голосов, поданных за каждого кандидата, а также, вскоре после этого, сообщает секретарю парламента фамилию (фамилии) избранного (избранных) кандидатов.
Если проводятся выборы президента или общенациональный референдум, результаты, объявленные председателями различных окружных избирательных комиссий по всей стране, сопоставляются для выведения общенационального результата. Затем комиссия помещает в официальном органе печати сообщение, в котором указывается фамилия избранного кандидата. При этом утверждение суда не требуется.
Ходатайство о пересмотре результатов выборов
В течение двадцати одного дня со дня опубликования результатов выборов в официальном органе печати, любой кандидат, либо лицо, подавшее свой голос законным порядком, либо имевшее право голоса, либо иное другое лицо, удовлетворяющее установленным требования, может подать ходатайство в Высокий суд о признании указанных результатов недействительными или об удовлетворении иного требования подавшего ходатайство.