После завершения протокола результатов голосования по каждой избирательной урне работник, ответственный за подсчет, должен предоставить один экземпляр результатов лицу, отвечающему за объединение результатов в центре подсчета голосов. Для обеспечения большей прозрачности в центральный офис Избирательного органа должны направляться периодические отчеты о ходе подсчета голосов. Данные отчеты о ходе подсчета голосов должны направляться избирательным округом, что даст избирательному органу возможность обнародовать результаты по мере их поступления. После подсчета всех избирательных урн в центре подсчета голосов общий протокол результатов голосования по центру подсчета голосов необходимо передать в национальный офис Избирательного органа.
Сообщение результатов
Отчет о ходе подсчета голосов и общий протокол результатов голосования по центру подсчета голосов должны передаваться в офис национального Избирательного органа по телефону (по сотовому или по стационарному телефону), по факсу или с помощью других электронных средств. Рекомендуется сообщать лицу, которое будет передавать результаты, уникальный пароль или код. В целях обеспечения безопасности избирательному органу лучше всего сделать это в течение самого дня выборов. Данный код уменьшит возможность проявлений самозванства, предотвратит передачу неуполномоченными лицами неверных или предубежденных результатов выборов в национальный офис Избирательного органа.
При наличии в центре подсчета голосов аппарата факсимильной связи им можно воспользоваться для пересылки отчетов о ходе подсчета голосов и общего протокола результатов голосования в избирательный орган. В целях снижения риска передачи неофициальных результатов необходимо принять особые меры для ограничения доступа к аппарату факсимильной связи и его номеру. В любом случае пересылаемый посредством факсимильной связи отчет о ходе подсчета голосов и общий протокол результатов голосования по каждому центру подсчета голосов должен быть подписан лицом, отвечающим за объединение результатов по центру подсчета голосов, и присутствующими представителями политических партий / кандидатов / избираемых лиц, присутствовавшими при подсчете голосов.
В целях повышения безопасности, а также обнаружения попыток подлога в центральный Избирательный орган следует отдельно направить оригинал бланка общего протокола результатов голосования в запечатанном конверте. Указанный конверт отправляется с нарочным или курьерской службой. При направлении оригинала Избирательный орган имеет возможность проверить результаты с ранее сообщенными по телефону или переданными электронной связью, и убедиться в их идентичности.
Альтернативные способы связи с Избирательным органом
В случае, если наличие телефона (сотового или стационарного) на избирательном участке проблематично, могут быть рассмотрены альтернативные способы связи. Портативные рации или радиопередающие устройства не требуют подключения телефонной линии, гибки и просты в использовании. Однако при обращении к ним следует учитывать топографию местности, чтобы заранее установить районы непрохождения радиоволн, где невозможно получение и передача сообщений. До размещения этих средств связи сотрудники центра подсчета голосов также должны пройти соответствующую подготовку и получить идентификационные коды.
В случае невозможности использования средств беспроводной связи остается доставка лично ответственными работниками избирательного участка результатов в Избирательный орган. При невозможности этого, последняя альтернатива – назначение посыльного. Посыльным должно быть заслуживающее доверия лицо, при этом такая кандидатура должна быть подтверждена ведущими подсчет сотрудниками, а также представителями политических партий / кандидатов / избираемых лиц.
Роль печатных / электронных средств массовой информации
Скорее всего, информационные агентства и организации будут конкурировать в срочном предоставлении прогнозов результатов выборов после начала процесса подсчета. Они направят своих представителей как можно ближе к месту проведения выборов. Наиболее вероятным объектом интереса средств массовой информации являются центры подсчета голосов. В центре подсчета голосов один представитель в состоянии охватить обширную территорию и сообщить сведения по значительному числу избирательных урн.
Поскольку печатные или электронные средства массовой информации считаются ключевым элементом свободного демократического общества, рекомендуется предоставлять им контролируемый доступ к центрам подсчета голосов, особенно при наличии сомнений в отношении свободы и справедливости хода выборов. Для обеспечения контроля над тем, кому разрешено присутствовать в центре подсчета голосов, Избирательный орган должен заранее провести в установленном порядке аккредитацию, при этом представители средств массовой информации должны иметь соответствующие опознавательные знаки. Также в целях сведения к минимуму помех процессу подсчета голосов, должны быть достигнуты соглашения о том, что персонал средств массовой информации не будет вмешиваться или пытаться взять интервью в ходе процесса подсчета голосов, а также проводить фотосъемку, не получив отдельного разрешения на каждый снимок.
В случае, если средства массовой информации примут решение сосредоточить своих представителей в национальном офисе Избирательного органа или в центрах подсчета голосов, для их размещения должны быть отведены специальные зоны. В случае, если им потребуются специальные подключения, такие как телефонные или факсовые линии, они должны поставить в известность о том, что им нужно, задолго до дня выборов, при этом можно будет заранее договориться о распределении соответствующих затрат и осуществлении платежей. Обычно средствам массовой информации разрешается доступ к тем же результатам, которые предоставляются Избирательным органом представителям политических партий / кандидатов / избираемых лиц.
Маршрут протокола результатов голосования по каждой избирательной урне
Копии протокола результатов голосования по каждой избирательной урне должны предоставляться лицу, отвечающему за подсчет голосов, лицу, отвечающему за объединение результатов по центру подсчета голосов, еще один экземпляр должен находиться в запечатанном конверте, приложенном к избирательной урне.
Представителям политических партий / кандидатов / избираемых лиц, присутствующим при подсчете голосов, а также местным / международным наблюдателям на выборах следует разрешить снимать копии.
Такие копии можно снимать с помощью бланка с несколькими заполняемыми под копирку экземплярами, или с помощью фотокопировальной машины. Либо несколько копий можно сделать вручную.
Оригинал протокола результатов голосования по избирательной урне следует приложить к избирательной урне в запечатанном конверте. Это особенно важно в случае проведения повторного подсчета бюллетеней, если это потребуется.
Маршрут протокола результатов голосования по центру подсчета голосов
Копии результатов голосования должны быть предоставлены Избирательному органу (часто это оригинал, направляемый в запечатанном конверте), лицу, ответственному за объединение результатов по центру подсчета голосов, а одна копия вывешивается за пределами центра подсчета голосов. Такие копии могут выполняться с помощью бланка с несколькими заполняемыми под копирку экземплярами, или с помощью фотокопировальной машины. Либо несколько копий можно сделать вручную.
Присутствующим представителям политических партий / кандидатов / избираемых лиц, а также местным / международным наблюдателям на выборах следует разрешить снимать собственные копии путем переписывания информации.
После полной подготовки и отправки в национальный офис избирательного органа общего протокола результатов голосования по центру подсчета голосов за пределами центра подсчета голосов можно вывесить его копию. Таким образом, всем предоставляется одинаковая информация и результаты, и причем одновременно. Поскольку свидетелям разрешено наблюдать и тщательно следить за ходом подсчета голосов, результаты являются публичными. Протокол результатов голосования становится публичным документом; что становится очевидным сразу после его вывешивания.