График выборов может быть как инструментом соблюдения определенных границ процесса выборов, так и источником проблем с честностью выборов. График может устанавливаться конституцией или избирательным законодательством или назначаться органами управления выборами. Если даты установлены правой системой, у органов управления выборами нет возможности их менять. Даты, которые определяются органами избирательной политики или органами управления выборами, то есть, не предписаны законодательством, легче изменить, если в этом есть необходимость. В некоторых странах (Индии, ЮАР) имеются положения, позволяющие в кризисных ситуациях менять даты и откладывать выборы, чтобы обеспечить их свободу и справедливость.
Сколько времени необходимо для подготовки к выборам? Все зависит от конкретной обстановки в стране. В демократических странах с устоявшейся избирательной системой подготовка к выборам хорошо известное и привычное дело. Для новых демократических систем, особенно в развивающихся странах и странах, проходящих через изменения, подготовка к выборам может стать крупным предприятием и потребовать гораздо больше времени.
Проблемы с честностью выборов, возникающие из-за графика
- Риск исключения определенных сегментов населения из процесса
Чтобы обеспечить явку наибольшего числа избирателей, необходимо не планировать выборы на время, когда определенный сегмент населения не сможет в них участвовать. В странах с суровым климатом при составлении графика выборов обычно учитываются погодные условия. В развивающихся странах часто учитывают периоды сбора урожая. В Камбодже парламентские выборы 2003-го года были проведены в сезон дождей, что помешало фермерам, занимающимся сохранением урожая, участвовать в выборах. [1] Если в качестве избирательных участков используются школы, нужно избегать проведения выборов в экзаменационное время. Важно также не назначать выборы во время религиозных и государственных праздников и в периодов отпусков. Если дата выборов назначена так, чтобы исключить из них определенный сегмент населения, то честность выборов будет нарушена.
При хорошем планировании должно быть предоставлено достаточно времени, чтобы своевременно начать и проводить выборы, а также выполнять все задачи достойным образом. Честность выборов может быть подвергнута риску, если не будет достаточно времени на изучение документов по выдвижению кандидатов или на то, чтобы кандидаты смогли ответить на возникшие вопросы.
Политическим партиям необходимо достаточно времени на выбор кандидатов. Кандидатам нужно время, чтобы предоставить свои документы на выдвижение и подготовить предвыборные кампании. Кандидатам и партиям необходимо время, чтобы донести основное содержание своей программы до избирателей.
Растянутый график повышает расходы по кадровому обеспечению, эксплутационные и другие расходы органа управления выборами. Испытывающие нехватку средств органы управления выборами могут оказаться в таком положении, что придется экономить на мерах защиты честности выборов.
Растянутый график может также сказаться и на наблюдательских миссиях, поскольку им придется держать наблюдателей в стране более длительное время. В результате они могут решить наблюдать только за частью процесса, что может снизить качество отчетов о наблюдении.
Проведение избирательной кампании в течение длительного времени стоит дороже и может ограничить участие в выборах некоторых кандидатов. В США, например, финансы являются важным фактором определения того, кто из кандидатов продержится в предвыборной борьбе до дня выборов. Серьезные кандидаты могут выбыть из нее из-за нехватки средств.
Наконец, растянутый график выборов может утомить избирателей, что снизит их явку в день выборов.
График выборов как защитный механизм честности
- Придает власти легитимность
График выборов показывает участникам, когда они могут завершить различные формальности. Он указывает, когда политические партии могут зарегистрироваться, проводить кампании и назначать наблюдателей за процессом. Он также указывает, когда избиратели могут зарегистрироваться для голосования. Ограничение сроков сообщает власти легитимность. Если политические партии, кандидаты или остальные граждане не воспользуются своими правами в предписанные законом сроки, они несут ответственность за утрату этих прав. [2]
График выборов ограничивает власть, разрешая проводить определенные мероприятия лишь в определенные сроки. График устанавливает конечные сроки для некоторых действий со стороны администрации выборов, политических партий и кандидатов. Установленные для определенных мероприятий даты помогают проверять, как проходит организация выборов и как проводятся предвыборные кампании. Участники избирательного процесса должны действовать в определенные сроки и обязаны отчитываться. Например, закон может указывать конечный срок выдвижения кандидатов, сообщения информации о финансировании предвыборной кампании или для оглашения результатов предвыборных опросов.
Примечания
[1] National Democratic Institute for International Affairs, Cambodian Elections: Lessons Learned and Future Directions - Post-Election Conference Report, February 2004.
[2] Schedler, Andreas, Distrust Breeds Bureaucracy: The Formal Regulation of Electoral Governance in Mexico, Mexico City: Facultad Latinoamericana de Ciencias Sociales (FLACSO), 1999, p. 14.