Регистрация избирателей является одним из тех этапов, когда есть много возможностей для манипулирования результатами выборов. Поэтому необходимо принять особые меры для обеспечения точности и надежности списков избирателей. Точность в данном случае подразумевает регистрацию всех имеющих право голоса, их однократную регистрацию и регистрацию только тех, кто имеет право голоса.
Создание и сохранение точных списков избирателей требует защитных механизмов и механизма сдерживающих и уравновешивающих сил. Важно, чтобы списки обновлялись, ликвидировались двойные регистрации и фамилии избирателей, которые выехали из данного избирательного округа. Равно важным для поддержания честности выборов является пристальный мониторинг и обеспечение соблюдения положений законодательства о регистрации избирателей.
Обеспечение регистрация только тех избирателей, которые имеют на это право
Политические партии и кандидаты часто идут на все, чтобы обеспечить регистрацию своих сторонников. Они могут предлагать услуги, такие как транспортировка к местам регистрации, или обещать льготы тем регионам, где они выиграют выборы. Некоторые партии и кандидаты заходят так далеко, что призывают избирателей зарегистрироваться в местах, где они не проживают, или регистрироваться даже в том случае, если они не имеют права голоса.
Таким образом, могут попытаться зарегистрироваться люди, не удовлетворяющие критериям гражданства или возрастного минимума. Некоторые могут попытаться зарегистрироваться более одного раза. В некоторых системах определяют и предупреждают подобные случаи, требуя показать документы, удостоверяющие личность и гражданство; это особенно распространено в странах, где нет доверия к избирательному процессу и имеется опыт фальсификации выборов. Тем не менее, честность выборов может оказаться под угрозой, если необходимость установления личности станет такой обременительной, что это оттолкнет потенциальных избирателей. Так произошло во время парламентских выборов 2003-го года в Камбодже: желающие зарегистрироваться должны были представить различные документы и заплатить пошлину за их получение. [1]
Эти проблемы можно избежать, если требовать от избирателей показывать уже имеющиеся у них документы или те документы, которые легко получить, например, национальные идентификационные карточки, свидетельство о рождении, паспорт. Должны также быть альтернативы для граждан, чьи документы были уничтожены во время войны или вообще не были выданы им государством. Например, на выборах 2000-го года на Гаити двое зарегистрированных избирателей могли поручиться за третьего избирателя, не имеющего документов. Регистрационные номера двух поручителей вносились в списки избирателей, и они несли ответственность за верность своего поручительства.
Регистрационные карточки избирателей и точность списков
Во многих странах существуют списки зарегистрированных избирателей. Поскольку эти списки используются в день выборов, чтобы определить, кто может голосовать, они должны быть точными и защищены от возможности какой бы то ни было фальсификации. Кроме внесения фамилий в списки, в некоторых системах при регистрации избирателю выдают карточку. Карточка доказывает, что избиратель заявил о своем намерении зарегистрироваться и что это заявление было принято. Избиратель, чтобы проголосовать, должен предъявить эту карточку на избирательном участке.
Регистрационные карточки избирателей являются защитным механизмом. Чтобы быть эффективными, они должны обладать средствами защиты от несанкционированного использования и фальсификации. Например, серийные номера могут позволить сотрудникам органов управления выборами отслеживать карточки. Если фальсификация регистрации является очень большой проблемой, можно использовать для карточек специальную бумагу, чтобы подделка их стала труднее. В некоторых системах на карточку наносятся цифровые отпечатки пальцев избирателя, и они также фигурируют в избирательных списках.
До проведения избирательных реформ в Мексике списки избирателей широко использовались для манипуляции результатами выборов. Вот почему во время реформ 1996-го года было предпринята попытка сделать списки более точными. Например, в регистрационные карточки избирателей внесли отпечатки пальцев, чтобы исключить возможность повторного голосования. [2]
Избирательные списки должны быть серийно пронумерованы, чтобы органы управления выборами могли отслеживать их и проверять их утерю. Списки могут быть приготовлены в двух или трех копиях, одна копия для местных властей, другая для региональных, а третья, при необходимости, для государственных. Это практика может предотвратить внутренние манипуляции, например незаконное добавление или исключение фамилий, поскольку будет трудно сделать такие же изменения во всех копиях списков. Избирательные списки обычно выставляются в публичных метах, чтобы граждане, политические партии и наблюдатели могли проверить содержащиеся в них фамилии. График выборов может определить сроки внесения поправок в списки, чтобы исправить ошибки или убрать фамилии тех, кто не имеет права голосовать.
Наблюдение
Наблюдение за процессом регистрации избирателей, осуществляемое большим количеством местных и международных наблюдателей, является эффективным методом предотвращения разных видов манипуляций и фальсификаций, свойственных данной фазе избирательного процесса. Отдельные граждане также могут выступать в роли наблюдателей, оказывать помощь в обеспечении точной регистрации. Они могут изучить вывешенные списки и опротестовать регистрацию лиц, которые, по их мнению, не имеют права голосовать. В Новой Зеландии, например, каждое отделение Бюро регистрации избирателей имеет копию полного списка всех избирателей по стране, и на каждом почтовом отделении имеется копия местного списка. [3] Эти списки доступны для контроля со стороны общественности. Такие методы используются в большинстве стран.
Исполнения закона о регистрации
Исполнение правил регистрации и положений, предотвращающих фальсификации, помогает иметь в наличии точные и однозначные избирательные списки. Почти во всех избирательных системах законом запрещается фальсификация избирательных списков. Нарушители преследуются по закону.
Примечания
[1] National Democratic Institute for International Affairs, Cambodian Elections: Lessons Learned and Future Directions - Post-Election Conference Report, February 2004.
[2] Schedler, Andreas, Distrust Breeds Bureaucracy: The Formal Regulation of Electoral Governance in Mexico, Mexico City, Facultad Latinoamericana de Ciencias Sociales (FLACSO), 1999, p. 10.
[3] Elections New Zealand, Everything You Need to Know About Enrolling to Vote.