Последним этапом избирательного процесса является официальное оглашение результатов выборов органами управления выборами. Чтобы гарантировать честность избирательного процесса, результаты должные точно отражать общее количество голосов, включая решения о спорных бюллетенях. Подтасовка официальных результатов является последней возможностью изменить исход выборов. [1]
Честность официальных результатов может быть защищена применением тех же защитных механизмов, которые применялись для защиты честности голосования. Это подразумевает установление эффективных систем контроля и надзора. Продолжительный мониторинг за подсчетом со стороны наблюдателей может предотвратить попытки манипулирования результатами. Наблюдатели могут сравнить свой параллельный подсчет голосов с официальным и немедленно сообщить о несоответствиях через официальную систему обжалования или в прессе.
Также важно быстрое объявление официальных результатов. Чем больше проходит времени между подсчетом и оглашением результатов, тем больше есть времени для подтасовки результатов. Большой промежуток времени до оглашения результатов, даже если они точные, может посеять подозрения, что может нанести урон достоверности результатов, когда они будут оглашены. Например, избирательный закон, в соответствии с которым проходили в 2005-ом году выборы в Ираке, не содержал графика оглашения предварительных, а затем окончательных результатов. Этот недостаток создает потенциальную угрозу прозрачности и легитимности избирательного процесса. [2]
В Южной Африке своевременное оглашение результатов голосования обеспечивает Избирательная Комиссия, которая может огласить результаты выборов даже до того, как получит результаты со всех участков, но при соблюдении двух условий:
- если ожидание результатов со всех избирательных участков неоправданно и бессмысленно отсрочит определение и огласку результатов выборов;
- если недостающие результаты не могут повлиять на общий исход выборов.
Вступление в должность
На последнем этапе действительного избирательного процесса, победитель выборов вступает в должность. В странах с устоявшейся демократией переход власти от одного избранного лица к другому является рутинным и не вызывает проблем, но в странах переходного периода этот финальный этап может оказаться трудным и может нарушить демократический процесс выборов.
В обществах, переживших конфликт, или в странах с опытом недемократического правления важно поднять и рассмотреть эти вопросы еще в процессе планирования. Если выборы прозрачные, свободные, справедливые и достоверные, то у проигравшего нет причин не принять результаты. Точные параллельные подсчеты со стороны политических партий могут подтвердить результаты выборов, и международные наблюдатели могут добиться принятия выборов и их результатов.
Примечания
[1] Schedler, Andreas, Distrust Breeds Bureaucracy: The Formal Regulation of Electoral Governance in Mexico, Mexico City: Facultad Lationamericana de Ciencias Sociales (FLACSO), 1999, p. 3.
[2] International Mission for Iraqi Elections, Final Report: Assessment of the January 30, 2005, Election Process.