Действенной санкцией, которая может быть применена к политическим партиям, кандидатам и другим участникам избирательного процесса, является отмена/приостановка предоставления государственной поддержки. Потеря государственных субсидий (например, предоставления сбалансированных средств или бесплатного времени в эфире) может иметь больше влияния, чем денежные штрафы. И так как Инспекция политического финансирования (ИПФ) обычно осуществляет контроль и обладает исключительными правами в распределении государственных субсидий, такой механизм обеспечения правопорядка легко может быть применен.
Государственное финансирование предполагает предложение кандидатам, особенно оппозиционным, достаточные ресурсы для проведения нормальной кампании без зависимости от крупных спонсоров или потери большого количества времени на поиск финансов. Предоставление государственных субсидий является популярным приемом политического финансирования. В более чем 79 процентах стран частично или полностью присутствует следующее:
- государственное финансирование политических партий и/или кандидатов;
- налоговые скидки, такие как сокращение налогов или предоставление налоговых льгот за пожертвования партиям или кандидатам;
- предоставление бесплатного или оплаченного времени радио- и телевещания для партий или кандидатов;
- натуральные пожертвования (кроме радио- и телевещания), такие как предоставление почтовых услуг, аренды или печати бесплатно или по сниженным расценкам. [1]
При правильной разработке программа государственного финансирования может быть эффективной техникой обеспечения правопорядка. Во-первых, право на получение государственных субсидий может предоставляться только тем партиям или кандидатам, которые изъявили желание добровольно соответствовать определенным нормам и стандартам политического финансирования, таким как более широкое раскрытие финансовой информации или ограничение расходов. В США, например, государственные средства в предвыборной кампании кандидатов на пост президента получают только те кандидаты, которые обязались оставаться в пределах добровольно на себя взятых ограничений в расходах. Во-вторых, ИПФ может потребовать возвращения некоторых или всех государственных средств, предоставленных партии/кандидату, если они не предоставляют необходимой информации о том, как используются полученные средства, или если участники избирательного процесса нарушают законы о государственном финансировании. Отмена государственной субсидии применяется как санкция против правонарушителей во Франции, Германии, Польше, России, Испании и многих латиноамериканских странах. [2]
Государственное финансирование может облегчить обеспечение правопорядка, но необходимость его регулирования создает дополнительные трудности.
- Правительство может решить ввести более высокие стандарты для получения партиями/кандидатами государственного финансирования. Например, ИПФ может сузить рамки использования государственного финансирования (только для основной деятельности кампании) или может потребовать более детальной документации расходов. Более высокие стандарты для реципиентов государственного финансирования создают двойственную систему обеспечения правопорядка с разными требованиями и возможно разными санкциями, применяемыми к финансируемым государством и финансируемым частным образом участникам избирательного процесса.
- Какие партии или кандидаты должны получать государственное финансирование? Насколько справедливо должны распределяться между ними средства? На эти вопросы нет легких ответов. Может быть несколько вариантов распределения государственного финансирования или субсидий между участниками избирательного процесса с различными аргументами в пользу каждого варианта. [3]
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] IFES, Enforcing Political Finance Laws: Training Handbook, February 2005, p. 6, Table 1.
[2] Transparency International, Global Corruption Report 2004, p. 54.
[3] Enforcing Political Finance Laws, p. 21.