Существует шесть основных способов регулирования политического финансирования:
- запрет на финансирование из определенных источников
- ограничение сумм пожертвований
- запрет на расходы
- ограничение расходов
- государственное финансирование/субсидии
- ограничение длительности предвыборной кампании
- полное и публичное раскрытие информации. [1]
Первые четыре могут затрагивать вопросы честности выборов.
- Запрет на финансирование из определенных источников. Законы о политическом финансировании обычно запрещают определенным лицам или организациям делать пожертвования кандидатам, политическим партиям или другим участникам избирательного процесса. Чаще всего делать пожертвования участникам выборов или тратить от их имени средства запрещается иностранным правительствам, организациям или отдельным лицам. Также в основном запрещается принимать субсидии из источников местного правительства, включая государственные компании, или использовать средства, персонал, материалы и прочие ресурсы государства в собственных целях. В некоторых странах корпорациям, профсоюзам и некоммерческим организациям запрещается делать пожертвования участникам выборов.
Некоторые из запретов более понятны, чем остальные, и их легче защитить в плане общественной политики. Но политическое влияние и справедливость могут стать более спорными, если список запретов становится больше.
Ограничение сумм пожертвований Законы о политическом финансировании часто ограничивают сумму пожертвований или стоимость не денежных (натуральных) ресурсов, которые донор может пожертвовать отдельному участнику выборов. Законы могут содержать разные ограничения для разных типов доноров, будь они частными лицами, коммерческими или юридическими субъектами или независимыми политическими комитетами. Ограничения и различия между донорами обычно спорны с политической точки зрения и порождают сложные вопросы в отношении справедливости и объективности. Например, слишком низкие пожертвования ограничивают возможности новых кандидатов и тех, кто занимает резко оппозиционную позицию, поскольку им не хватает сторонников, которые уже есть для сбора финансов у признанных, авторитетных кандидатов и лиц, занимающих определенные посты. Неравенство становится более острым, если богатым кандидатам позволено тратить собственные ресурсы без ограничений, в то время как их оппоненты вынуждены собирать мелкие
- Запрет на расходы. Законы о политическом финансировании запрещают некоторые виды расходов, включая раздачу подарков (стоимостью выше определенной суммы), все виды подкупа голосов, и другие виды фальсификации выборов, например взятки должностным лицам избирательной системы. Важно, чтобы эти нормативы были четко сформулированы. Если соблюдение этих запретов обеспечивается, то они становятся эффективным методом поддержания честных выборов.
- Ограничение расходов. Законы политического финансирования иногда предписывают ограничение расходов, то есть лимитирование общей суммы, которую участник избирательного процесса тратит во время предвыборной кампании или в другой период. Цель этого ограничения не позволить одному из участников выборов финансово доминировать в состязательной борьбе. Опять же, у подобных решений имеются политические последствия, и они могут дать некоторым участникам выборов преимущества. Также слишком низкие лимиты на расходы не позволяют новым или оппозиционным кандидатам состязаться на равных с лицами, занимающими определенные посты во властной структуре, чьи имена уже всем хорошо известны и у кого имеются преимущества благодаря занимаемой ими должности.
Таким образом, хотя намерением является ограничение коррупции и уравнивание правил игры, эти методы регулирования частного политического финансирования не нейтральны с точки зрения политического воздействия. Кроме того, ограничения на источники и суммы пожертвований, особенно лимитирование расходов, могут привести к уклонению от исполнения законов и мошенничеству. Ограничение на получение и расходование финансов требует эффективных механизмов обеспечения правопорядка, а они в свою очередь требуют эффективных механизмов обеспечения финансовой отчетности, раскрытия информации и прозрачности. Без наличия этих механизмов участники, которые подчиняются ограничениям, играют по другим, чем те, кто безнаказанно нарушает эти ограничения, правилам игры. Наконец, в политической среде, где органы управления выборами и судебные власти в целом предвзяты и нечестны, законодательные ограничения политического финансирования могут быть произвольно использованы против отдельных оппозиционных кандидатов.
Вопросы с честностью выборов возникают также при использовании государственных финансов/субсидий для политических партий, кандидатов и других участников выборов, независимо от того, является государственное финансирование дополнением или заменой частного финансирования. Справедливость, равенство, отчетность и прозрачность особенно важны при предоставлении участникам выборов государственного финансирования или других льгот, например, таких как бесплатное время в эфире.
- Справедливость и равенство важны при установлении порогов и критериев приемлемости, норм для определения размера субсидий (если все реципиенты получают разные суммы), условий использования финансов или отдельных видов субсидий, а также сроков получения субсидий и других льгот.
- Отчетность и прозрачность в распределении и использовании государственных субсидий и льгот крайне важны для сохранения стандартов честных выборов. К счастью, государственное финансирование (или скорее угроза его потерять) является достаточно действенной силой, чтобы требовать от участников выборов соответствия высоким стандартам финансовой отчетности и внутренним механизмам контроля.
Ограничения длительности предвыборной кампании часто вводятся с намерением ограничить количество денег, потраченных на кампанию. Однако политические партии и кандидаты могут обходить эти ограничения, заявляя, что их предвыборные действия не носят политического характера. Кроме того, эта мера может привести к еще более высоким расходам, поскольку предоставляет возможность без ограничения тратить средства до начала предвыборной кампании. [2]
Наконец, полное и публичное раскрытие информации является фундаментальным контрольным механизмом.
Примечания
[1] See Money in Politics Handbook: A Guide to Increasing Transparency in Emerging Democracies, Washington, D.C.: US Agency for International Development, 2003, p. 13–18.
[2] Money in Politics Handbook, p. 15.