Международное наблюдение играет важную роль в защите честности выборов. Эта роль может быть не выполнена, если наблюдатели не будут следовать определенным правилам, согласно которым они должны себя вести во время выполнения своей миссии.
Роль международных наблюдателей в поддержке честных выборов
Серьезные и профессиональные международные наблюдатели могут помочь обеспечить честность выборов многими способами.
- Распространение положительного опыта. Органы управления выборами, политики и местные наблюдатели могут лучше понять международные стандарты свободных и справедливых выборов, сотрудничая с международными наблюдателями и изучая их отчеты. Международные наблюдательские миссии предоставляют органам управления выборами возможность обменяться профессиональным опытом с различными экспертами, в частности, относительно использования механизмов честных выборов в других системах.
- Предотвращение проблем честности выборов. Присутствие международных наблюдателей сдерживает попытки сорвать или исказить процесс. В большинстве стран бытует мнение, что международные наблюдатели способны разоблачить подтасовки в день выборов. [1]
- Идентификация проблем честности выборов. Опытные наблюдатели могут заметить проблемы или сомнительные действия и привлечь к ним внимание органов управления выборами и общественности. Раннее обнаружение может помочь решить проблему, пока еще не поздно.
- Совместная поддержка еще непрочного процесса. В конфликтных ситуациях или странах переходного периода присутствие международных наблюдателей может сдержать применение насилия и запугивания. Их продолжительное присутствие убеждает кандидатов, наблюдателей и избирателей в том, что участвовать в избирательном процессе безопасно. Их присутствие может также убедить оппозиционных политиков в том, что лучше честно бороться на выборах, нежели прибегать к насилию и гражданскому неповиновению. [2]
- Повышение достоверности и легитимности процесса. Своими отчетами и анализами наблюдатели могут подтвердить или опровергнуть легитимность процесса и его результатов. Если их отчеты показывают, что выборы прошли в допустимых рамках, это послужит подтверждением достоверности процесса и легитимности его результатов.
- Развитие возможностей национальных наблюдателей. Если международное наблюдение связано с национальным наблюдением, то международные наблюдатели могут помочь развить и улучшить местное наблюдение. Например, они могут дать инструкции по организации национального наблюдения, проведению параллельного подсчета и анализу отчетов с избирательных участков.
Правила поведения для международных наблюдателей
Для обеспечения легитимности своей работы международные наблюдатели должны следовать признанным во всем мире стандартам поведения. Несколько организаций, специализирующихся в международном наблюдении, разработали кодекс поведения для наблюдателей. Основные требования к этическому и профессиональному наблюдению заключаются в следующем.
- Уважение к суверенитету принимающей страны. Чтобы сохранить достоверность и эффективность своей миссии, международные наблюдатели должны уважать законы принимающей страны и правила ее органов управления выборами. Они не должны давать указания должностным лицам, вмешиваться в дела правительства или в бизнес наблюдаемой страны. Также они должны уважать правила аккредитации во время своей миссии.
- Объективность. Чтобы быть эффективным, международное наблюдение должно быть непредвзятым и предоставлять сбалансированные отчеты. Объективность защищает достоверность работы миссии и помогает сохранить честность избирательного процесса. При выполнении своей работы наблюдатели должны быть очень осторожны, чтобы не проявить предпочтение по отношению к какому-либо кандидату или партии, иначе они поставят под сомнение объективность, необходимую для составления непредвзятых отчетов.
- Невмешательство в избирательный процесс. Международные наблюдатели не должны вмешиваться в работу органов управления выборами. Их обязанность состоит не в надзоре, исправлении ошибок или разрешении местных конфликтов, а в наблюдении.
- Точность. Достоверность наблюдения и оценки зависит от точности, с которой международные наблюдатели сообщают о фактах. Многие из наблюдателей не имеют возможности наблюдать за всем избирательным процессом, следовательно, им надо избегать обобщений, сделанных на основе ограниченного наблюдения. В отчетах о наблюдении должна быть четко обоснована сообщаемая информация и подтверждены обнаруженные проблемы.
- Предотвращение столкновений интересов. Наблюдение за выборами должно быть строго отграничено от технического содействия выборам. Международные наблюдатели не должны быть вовлечены в содействие выборам в стране их пребывания (например, в содействие избирательным комиссиям, подготовке ее членов, развитию избирательного законодательства). Для профессиональной и достоверной оценки избирательного процесса следует находиться на разумной дистанции от администрации выборов.
Примечания
[1] Carothers, Thomas, “The Observers Observed,” Journal of Democracy, 8(3), 1997, p. 19.
[2] Ibid., p. 20.
[3] Bjornlund, Eric C., Beyond Free and Fair: Monitoring Elections and Building Democracy, Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press, 2004.