Расследование финансовой деятельности участников избирательного процесса может быть санкционировано, если представленный отчет о политическом финансировании не полон и не верен, или если Инспекция политического финансирования (ИПФ) имеет основания подозревать нарушение закона. Хотя ИПФ не всегда охотно начинает расследования, они необходимы для проверки процесса. Если у ИПФ имеются соответствующие возможности расследования, она может сама устанавливать и разбирать нарушения в политическом финансировании без сотрудничества с другими правительственными органами.
Расследование может осуществить следующее:
- собрать общую информацию о финансовой деятельности участника избирательного процесса, включая банковские данные и документы о покупках;
- собрать показания работников, спонсоров и других свидетелей посредством опроса или иных коммуникативных методов;
- собрать свидетельства о нарушениях в политическом финансировании для использования их в административном, гражданском или уголовном судебном процессе.
ИПФ может принять решение о начале расследования на основе собственного внутреннего наблюдения или аудита участника избирательного процесса, а также на основе поступившей извне жалобы или информации в СМИ. Если ИПФ имеет эффективный аудит и систему проверки, то большинство ошибок в отчетах и потенциальных нарушений в политическом финансировании можно обнаружить собственными силами. Однако даже самая развитая система финансового мониторинга выигрывает от механизма внешнего контроля.
Во многих юрисдикциях имеется процедура обжалования, которая позволяет гражданам сообщать о проблемах в политическом финансировании или подозрениях относительно финансовых правонарушений со стороны партий, кандидатов или других участников избирательного процесса.
Механизм обжалования должен быть доступным и легким в применении. В то же время, он должен препятствовать подаче необдуманных жалоб или попыткам «выудить» информацию со стороны соперничающих политических сил. ИПФ должна установить ясные стандарты, требующие, как минимум, чтобы жалоба была своевременной, основанной на фактах и подписанной лицом, подающим жалобу. В случае переходной демократии или стран с однопартийной системой может быть необходима некая гибкость: если есть опасность негативной реакции со стороны правящей партии, граждане должны иметь возможность подавать жалобу анонимно.
ИПФ должна также иметь полномочия начинать расследования в ответ на информацию, полученную из других источников, включая правительственные учреждения, СМИ и неправительственные организации.
ИПФ может иметь полномочия самостоятельно проводить местные расследования или передавать дело другому правительственному органу или привлекать частного следователя. В Польше, например, Национальная Избирательная Комиссия может передавать дела для расследования налоговым органам. [1] При потенциальном криминальном нарушении, ИПФ обычно передает дело соответствующим федеральным или национальным правоохранительным органам или прокуратуре. Передача дела другим органам экономит ресурсы ИПФ, но вместе с тем это передает и право решения о том, стоит ли проводить расследование по предполагаемому нарушению.
При расследовании потенциальных нарушений в политическом финансировании, ответственное за расследование учреждение должно соблюдать законные права подозреваемых или свидетелей и должно информировать их о проведении расследования. В уголовном расследовании подозреваемый во время допроса может иметь дополнительные процессуальные права, такие как право на консультацию или право на отказ от самообвинения. Особое внимание следует уделить тому, чтобы все показания, собранные во время расследования, были приемлемыми для гражданского или уголовного суда.
Также расследование может быть инициировано СМИ или неправительственными организациями и другими группами гражданского общества. Такие инициативы извне могут подтолкнуть находящуюся в нерешительности ИПФ начать официальное расследование. В качестве альтернативы группа извне может предоставить собранные ею в ходе собственного расследования свидетельства ИПФ или государственной прокуратуре для дальнейших действий.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] IFES, Enforcing Political Finance Laws: Training Handbook, 2005, p. 45.