Проблемы относительно честности процесса могут возникнуть при непосредственном подсчете голосов за отдельными столами, где проходило голосование, или при составлении протокола об итогах голосования по избирательному участку. Они могут быть следствием ошибки или результатом намеренной манипуляций результатами голосования.
Когда подсчет проводит машина, риск ошибки снижается, но машина не может определить волеизъявление избирателя, если он не отметил в бюллетене именно тот участок, который машина считывает.
Для сохранения честности избирательного процесса подсчет голосов должен дать действительные, точные и признаваемые всеми участниками результаты. Для достижения этой цели необходимо принять ряд важных мер.
Подсчет необходимо провести как можно быстрее после окончания времени голосования
Чем дольше бюллетени остаются не подсчитанными, тем выше риск манипуляций результатами голосования. Перед началом подсчета важно убедиться в безопасности места его проведения и присутствии наблюдателей.
Когда есть проблемы с запугиванием или безопасностью, подсчитывать бюллетени за отдельными столами в избирательном участке может оказаться невозможным. В таких случаях подсчет может проводиться в другом месте (например, в региональном центре), где бюллетени с нескольких столов перед подсчетом собираются вместе. Это положение включено в избирательные законы некоторых стран, включая ЮАР, где членам избирательных комиссий предоставлена некоторая свобода в определении места для подсчета голосов.
Необходимо точно понять волеизъявление избирателя
Избиратель может поставить отметку в бюллетене, но не в отведенном для этого квадрате или месте, создавая тем самым трудности при подсчете голосов. Слишком строгая интерпретация закона может признать недействительным при иных обстоятельствах действительный голос.
Например, во время президентских выборов 2004-го года в Индонезии бюллетени, которые перфорировали два раза, создали большие проблемы в избирательном процессе. Каждый бюллетень был сложен так, что избиратель мог перфорировать его, не раскрывая полностью. Из-за плохого дизайна увеличилось число недействительных бюллетеней. Генеральной Избирательной Комиссии Индонезии пришлось срочно принять законодательный акт, позволяющий использовать критерий очевидности волеизъявления избирателя. Тем не менее, некоторые центры подсчета не подчинились этому акту. [1] Отметка в бюллетене, поставленная не в отведенном для этого месте, является большой проблемой, если для подсчета голосов используются машины. Машины могут считывать только со специально отведенных участков и не могут учесть очевидное волеизъявление избирателя.
Должна быть обеспечена точность подсчета
Чтобы гарантировать точность подсчета, необходимо следующее.
- Крайне важно надлежащее руководство подсчетом, так же как и обучение персонала, проводящего подсчет.
- При проведении подсчета крайне желательны прозрачность процесса и присутствие наблюдателей. Наблюдатели сопоставляют официальные результаты с теми результатами, которые получили они сами. Их участие является хорошим механизмом обеспечения точности подсчета. В некоторых странах, например, в Дании, при подсчете может присутствовать любой желающий, что еще больше повышает прозрачность процесса. [2]
- Должны существовать заранее установленные правила о том, что делать с испорченными бюллетенями и с теми бюллетенями, в которых волеизъявление избирателя неясно.
- Испорченные или отклоненные бюллетени должны быть отделены от тех, которые правильно отмечены и действительны.
- Необходимо отделить спорные бюллетени для их рассмотрения на более высоком уровне.
- Вся информация учетной ведомости должна быть зарегистрирована, включая количество бюллетеней, предоставленных избирательным участкам, количество бюллетеней, имеющихся в наличии в начале голосования, результаты и количество спорных, испорченных и неиспользованных бюллетеней.
- В большинстве стран, где бюллетени считают вручную, выбор, отмеченный в каждом бюллетене, зачитывают вслух. Бюллетень показывают всем присутствующим наблюдателям и должностным лицам, чтобы продемонстрировать, что голос был надлежащим образом учтен.
- Важно, чтобы наблюдение продолжалось до подведения итогов подсчета и публикации окончательных результатов, так как манипуляции могут произойти и после предварительного подсчета.
- Во многих системах наблюдатели следят за подсчетом голосов и подписывают учетные ведомости, обозначая свое согласие или несогласие с результатами (в случае несогласия излагают причины).
- Необходимо наличие эффективного процесса апеллирования. Кандидаты и наблюдатели должны иметь право оспорить результаты подсчета. Процесс апелляции обычно прописан в правовой системе. Поскольку возможен пересчет, бюллетени сохраняются в течение предписываемого законом количества времени.
- Крайне важно надлежащее соблюдение закона. В любой системе считается преступлением манипулировать результатами выборов, не учитывая некоторые бюллетени, намеренно неверно истолковывая отметки в бюллетенях, уничтожая бюллетени и фальсифицируя учетные ведомости. Фальсификации выборов можно избежать, если расследовать заявления о манипуляциях, как только они поступают, и соблюдать закон.
Необходимо сохранять тайну голосования
Тайна голосования сохраняется, если отметка в бюллетенях не раскрывает личность избирателя. Если действительность бюллетеней подтверждается печатью или подписью, использование стандартного знака для отметки выбора может свести к минимуму возможность определения личности проголосовавшего.
Тайна голосования может подвергнуться риску, когда голоса подсчитывают на местах. Если несколько человек проголосовали за столом, и голоса считают за тем же столом, может стать очевидным, кто как проголосовал.
Примечания
[1] Carter Center, The Carter Center 2004 Indonesia Election Report, June 2005.
[2] Folketing (Парламент Дании), “Parliamentary Elections and Election Administration in Denmark”.