Существует много видов расследования. СМИ иногда начинают собственные расследования, когда сообщают о фальсификации голосования или о других проблемах избирательного процесса. Неправительственные организации и местные наблюдатели также могут расследовать проблемы, которые они обнаружили, и собирать доказательства. Они могут предать проблему гласности либо передать собранные доказательства прокурору.
Гражданские группы и СМИ могут играть важную роль в обеспечении неофициального расследования при отсутствии политической воли либо ресурсов для проведения официального расследования. Неофициальные расследования должны уважать права и частную жизнь граждан и не должны вмешиваться в официальное расследование.
Официальное расследование
В каждой стране есть собственная система расследования жалоб о нарушениях в ходе выборов. Детали системы, как правило, изложены в законодательстве или предписаниях, которые уполномочивают определенное ведомство или ведомства заниматься этими вопросами.
Во многих странах официальный механизм расследования предполагает сотрудничество полиции с органами управления выборами или органами надзора. В других странах расследованием занимается определенное ведомство, входящее в структуру органа управления выборами, например, в Канаде это Комиссар канадских выборов.
Какое ведомство будет вести расследование, в федеральных системах определяется тем, какой закон был нарушен. Например, в США, в Министерстве юстиции есть служба по расследованию преступлений в ходе федеральных выборов, но вопросами нарушения законов штата занимаются отдельные штаты. Национальная Комиссия по Федеральным Выборам расследует случаи нарушения законов о финансировании избирательных кампаний.
Официальное расследование стремится установить, было ли совершено преступление, раскрыть относящиеся к нему факты и определить, указывают ли они на то, кто ответственен за совершенное. Если расследование приводит к обоснованному установлению виновности, информация передается в прокуратуру. Прокурор обычно определяет, являются ли сообщенные данные основанием для дальнейших действий и кому какие преступления будут инкриминированы.
Честное расследование
Расследования, касающиеся выборов, должны проводиться в соответствии с теми же высокими стандартами честности, которые ожидаются от участников избирательного процесса и органов управления выборами. Для сохранения честности при расследовании в целом необходимо следующее.
- Независимость. Расследование должно быть объективным и непредвзятым. Этого трудно достичь, если на следователей оказывается политическое давление, чтобы подтолкнуть их к определенным выводам. Сохранить объективность легче, если ведомство, ведущее расследование, не зависит от других органов в плане определения курса деятельности, финансов и персонала.
- Нейтральность. Ведомство, ведущее расследование, должно быть нейтральным, равно как и его следователи. Нейтральность легче обеспечить, если сотрудники ведомства политически независимы и если они являются госслужащими, а не назначены политическими силами. Нейтральность может быть достигнута, если следователи должны будут раскрывать потенциальные случаи конфликта интересов в расследуемых делах и не будут участвовать в расследовании этих дел. Например, в Канаде для сохранения общественного доверия к нейтральности Службы Комиссара специальные следователи не должны вовлекаться в политически пристрастную деятельность на федеральном уровне. Специальные следователи не должны действовать в интересах или от имени какой-либо федеральной партии или кандидата на федеральную должность, они не должны также ассоциироваться с какой-либо личностью, органом, ведомством или институтом, которые являются чьими-либо сторонниками или имеют политические цели. Они не должны выступать ни за, ни против какого бы то ни было кандидата или политической партии на федеральных выборах. При проведении референдумов они не должны участвовать в комитетах референдума или публично выступать за или против любого исхода референдума. [1]
- Юрисдикция. Юрисдикция ведомства расследования определяется в основном тем, какой закон был нарушен. Это может быть серьезным вопросом при федеральной системе управления, где есть национальные, региональные и местные юрисдикции.
- Квалифицированные следователи. Следователи должны быть профессионалами, которые знают, как вести расследование и собирать доказательства, которые будут приняты и признаны судом, и знают, как защищать права свидетелей. Иначе расследование может быть неадекватным, и честность расследования может быть поставлена под сомнение.
- Эффективные процедуры. Проблемы честности, рассматриваемые в этом разделе, могут быть предотвращены путем разработки оперативных процедур расследования и сбора информации, чтобы обеспечить сохранность/анализ доказательств и защиту прав свидетелей и подозреваемых.
- Уважение политических и гражданских прав свидетелей и подозреваемых.
- Своевременность. Время проведения расследования может серьезно повлиять на его честность. Если оно начинается в середине предвыборной кампании, оно может быть использовано некоторыми кандидатами как политическое оружие. Задержка с началом расследования, когда оно обосновано, может поставить под угрозу честность процесса. Решением представляется следующее: расследование должно быть предпринято, когда еще возможно получить свидетельства и доказательства, но вместе с тем без нарушения избирательного процесса.
Крейг Донсанто из Министерства юстиции США находит, что “в большинстве случаев фальсификации голосования расследование требует опроса избирателей с целью выявить обстоятельства, при которых они голосовали или не голосовали … Подобные опросы не должны проводиться непосредственно перед выборами или во время голосования. Потому что расспросы федеральных служащих об обстоятельствах, при которых избиратели голосовали (или не голосовали), могут снизить активность опрашиваемых избирателей, равно как и других избирателей, находящихся в подобной ситуации. Это нежелательный результат”. [2]
Важно, чтобы расследование не вмешивалось в проведение выборов или его результаты. Например, следователи в США проинформированы о том, что любое доказательство фальсификации выборов должно быть сохранено до их окончания. Если федеральное расследование по делам выборов открыто проводится во время избирательного процесса, оно неизбежно окажет сильное влияние на результаты выборов. [3]
Примечания
[1] Commissioner of Canada Elections, Investigators' Manual, 2004.
[2] Donsanto, Craig, “The Federal Crime of Election Fraud,” Proceedings of the Third Annual Trilateral Conference on Electoral Systems, IFES, May 8–10, 1996, p. 9.
[3] Ibid.