Системы политического финансирования разных стран могут включать все или некоторые из следующих моментов:
- требования к раскрытию информации о финансировании кампании и к отчетности;
- ограничения размеров и источников пожертвований;
- ограничения расходов кампании;
- средства поощрения, такие как государственное финансирование/субсидии и доступ к СМИ и бесплатной рекламе.
Эти меры в основном принимаются для того, чтобы снизить разлагающее влияние больших пожертвований или пожертвований из нежелательных источников на избирательный и политический процесс. Они также имеют целью способствовать обеспечению политической конкурентоспособности и одинаковых правил игры для участников выборов с меньшими финансовыми ресурсами.
Правовое обеспечение политического финансирования придает силу и эффективность законодательным требованиям политического финансирования. Своевременное и справедливое правообеспечение может:
- раскрыть несоответствия и нарушения политического финансирования посредством аудита отчетов о финансировании кампаний;
- изменить действия политических партий и кампаний посредством оглашения нарушений и/или наложением административных, гражданских или уголовных санкций;
- исправить нарушения политического финансирования через требование возврата запрещенных пожертвований или государственной субсидии, а также посредством снятия с выборной должности.
Механизмы правообеспечения
Правовая система каждой страны решает, какое государственное учреждение будет действовать в качестве инспекции политического финансирования (ИПФ) и какими методами охраны правопорядка оно будет пользоваться. В разных юрисдикциях существуют различные механизмы, однако, в целом, они включают некоторые или все последующие положения.
- Требования раскрытия информации. Кампании должны отчитываться о полученных пожертвованиях, расходах и всех других финансовых операциях, а также составлять документацию, подтверждающую их отчеты. Соответствия требованиям можно достичь, соответственным образом обучая партии и кампании.
- Аудит. ИПФ проводит аудиты отчетов кампаний и финансовой документации, чтобы убедиться в честности и точности раскрытия информации и найти потенциальные нарушения закона.
- Надзор. Внешние механизмы (официальный процесс обжалования) позволяют другим участникам выборов, группам гражданского общества и общественности сообщать о возможных нарушениях политического финансирования.
- Расследование. ИПФ расследует потенциальные неточности отчетов, ошибки и подтасовки, а также потенциальные нарушения закона. ИПФ могут потребоваться полномочия вызвать подозреваемых в суд, потребовать показаний от кандидатов и свидетелей, а также получить физический доступ к офисам и документам кампании.
- Переговоры. ИПФ предпочитает находить возможность соглашения с кампаниями, допустившими нарушения, путем переговоров, чем прибегать к гражданскому иску или уголовному преследованию. ИПФ может использовать альтернативные способы разрешения споров.
- Административные наказания. ИПФ может наложить санкции в виде «обязанности возмещения ущерба» («дорожного штрафа») за относительно мелкие или простые нарушения или прибегнуть к более строгим наказаниям за серьезные и комплексные нарушения.
- Гражданский иск. ИПФ может подать гражданские иски в общие или специализированные суды в целях обеспечения выполнения законов политического финансирования и/или получения денежной компенсации или наложения судебного запрета.
- Уголовное преследование. ИПФ может потребовать судебного преследования потенциальных уголовных нарушений законов политического финансирования.
Роль общественности и гражданского общества
Гражданское общество и общественность играют решающую роль в эффективности исполнения законов политического финансирования. Неправительственные организации и СМИ собирают и распространяют информацию о законах политического финансирования, придают огласке правонарушения участников выборов, а также освещают действия ИПФ против нарушителей. Негативная огласка часто является более сильным средством устрашения, чем санкции, которые могут быть возложены на нарушителя.
Неправительственные организации и отдельные граждане могут подавать ИПФ жалобы о возможных нарушениях политического финансирования, расследовать случаи возможных нарушений и неточностей, подавать со своей стороны судебные иски, мобилизовать политическое давление и поддержку в интересах проведения реформ.
Наиболее успешный опыт
В каждой стране система правообеспечения несовершенна и требует продолжительной и неустанной работы. Тем не менее, существует некоторый наиболее успешный опыт эффективного обеспечения правопорядка.
- Закон о политическом финансировании должен быть ясным и недвусмысленным, требовать от политических партий и кандидатов полного раскрытия информации и подтверждающей ее документации. Закон должен устанавливать, какие действия являются нарушением, и должен определять административные, гражданские или уголовные санкции за нарушения.
- Закон должен учредить независимую инспекцию политического финансирования, ответственную за соблюдение и исполнение законов политического финансирования в непредвзятой и политически нейтральной манере.
- Закон должен предоставить ИПФ функцию надзора с полномочием проводить аудит финансовых отчетов кандидатов и партий и в случае необходимости предпринимать расследование.
- Закон должен предоставить ИПФ право применять в целях обеспечения правопорядка денежные, избирательные или уголовные санкции по отношению к правонарушителям на административном, гражданском и уголовном уровне.
- Правовая система политического финансирования должна поощрять участие гражданского общества в огласке вопросов политического финансирования, надзора и исполнения закона.
- Закон должен наделить законным статусом такие поощрения, как государственное финансирование/субсидирование политических партий и/или кандидатов, но также должен содержать положения об ограничении/приостанавливании этих поощрений в качестве санкции.