Расследование коррупции в избирательном процессе не представляется легким. Дела могут быть сильно политизированными, касаться известных политиков; иногда расследование может быть опасно. Доступ к свидетелям и подозреваемым может быть затруднен, некоторые документы могут исчезнуть, или объектом расследования может оказаться высокопоставленный правительственный чиновник.
Трудности зависят от социально-политического контекста каждой страны, но обычно включают в себя политическое вмешательство, вопросы физической безопасности, недостаточность правовой и судебной инфраструктуры.
Политическое вмешательство
Расследования фальсификации выборов могут затрагивать очень влиятельных людей, которые в целях защиты будут прибегать к политическому вмешательству. Это может быть выражено в форме угроз следователям или обвинителям, имеющих своей целью заставить их отказаться от проведения расследования. В качестве угроз могут выступать следующие моменты: перевод следователей и обвинителей на другую должность, воспрепятствование их продвижению по службе или даже увольнение; передача расследования другому органу; сокращение государственного финансирования ведомства, проводящего расследование или судебное преследование; давление на другие ведомства, чтобы заставить их отказать следователям и обвинителям в сотрудничестве.
Прозрачный механизм обеспечения правопорядка и надлежащее наблюдение за ним могут свести к минимуму риск политического вмешательства.
Недостаточность правовой и судебной инфраструктуры
Некоторые страны, находящиеся в процессе перехода к демократии, не обладают достаточной для проведения расследования правовой и судебной инфраструктурой. В законах могут быть пробелы, в результате которых следователи и обвинители не могут показать, что был нарушен закон, даже если совершение правонарушения очевидно. У них может не быть возможностей для проведения надлежащего расследования из-за нехватки персонала, ресурсов, профессионального опыта. Службы расследования могут арестовать человека и выяснить, что его не могут содержать в тюрьме до начала судебного процесса. Судебная система может быть неспособной к проведению беспристрастного судебного разбирательства.
Например, на выборах 1998-го года в Камбодже Национальному Избирательному Комитету не удалось справиться с насилием и нарушениями избирательных законов. Это произошло, потому что у Комитета не было полномочий по обеспечению правопорядка. Все дела по правонарушениям были переданы на рассмотрение в правительственные структуры, и ни одно из них не было начато. Это было неудивительно, учитывая недостаточно развитую правовую систему страны, которая и раньше не была способна эффективно разрешать дела, связанные с правами человека. [1]
Создание национальной судебной системы и необходимой инфраструктуры является длительным процессом. Избирательная власть может начать с убеждения в том, что ее избирательный закон и сопутствующие ему законы создают базу для свободных, справедливых и конкурентных выборов, а также содержат положения, обеспечивающие соблюдение закона. В странах переходного периода, где нет опыта независимой юстиции, единственным способом компенсировать упущения в правовой системе может стать создание избирательной комиссии с широким спектром полномочий, обычно имеющихся у органов юстиции.
Культивирование безнаказанности
Культивирование безнаказанности может быть устойчиво в странах переходного этапа или странах, переживших вооруженный конфликт. Такое культивирование процветает, когда система охраны правопорядка не функционирует или практически не существует, когда арестовывают и обвиняют только людей, не имеющих власти или влияния, а влиятельным все сходит с рук, и кода должностные лица пользуются правом неприкосновенности.
Культивирование безнаказанности порождает коррупцию и неэтическое поведение. Неспособность к соблюдению законов ослабляет честность системы и разрушает принцип господства права. Разорвать этот круг очень трудно – требуется настойчивость гражданского общества и сильная политическая воля.
Физическая безопасность
В системе культивирования безнаказанности, при отсутствии сильной системы юстиции, честные следователи, расследующие дела о коррупции и криминальных действиях, могут стать жертвами насилия и запугивания. Для защиты следователей необходима не только политическая воля, но и поддержка гражданского общества. Защитные механизмы, такие как спонсируемая ООН миссия наблюдения за правами человека, могут лишь временно решить проблему, но настоящие перемены должны произойти внутри самой системы.
Примечания
[1] Neou, Kassie and Gallup, Jeffrey C., “Conducting Cambodia’s Elections,” Journal of Democracy, 10(2), 1999, p. 157.