Избирательные системы могут рассматриваться не только как способы формирования органов управления, но также как механизмы разрешения конфликтов внутри общества. Некоторые системы, в некоторых обстоятельствах, стимулируют партии обращаться к более широкой аудитории за пределами своего основного круга избирателей. Например, если партия в основном ориентируется на поддержку чернокожих избирателей, то определенная избирательная система может подтолкнуть ее к привлечению также белых или других избирателей. Таким образом, политическая платформа партии станет менее закрытой и сможет привлечь к себе более широкие круги. Избирательные системы могут также способствовать тому, чтобы партии были менее закрытыми в этническом, региональном, языковом или идеологическом аспекте. В данной работе приводятся примеры того, как различные избирательные системы действовали в качестве механизма урегулирования конфликтов.
С другой стороны, избирательные системы могут побуждать избирателей проявлять интерес за пределами своего обычного круга и голосовать за те партии, которые, как правило, представляли интересы иных групп. Такое поведение избирателей способствует согласию и созданию общности. Системы, предоставляющие избирателям более одного голоса или позволяющие распределять кандидатов в приоритетном порядке, создают возможность пересечения предполагаемых социальных границ. Например, во время выборов 1998 года в Ассамблею Северной Ирландии, прошедших после подписания соглашения Страстной пятницы (Стормонтское соглашение), использование системы единственного передаваемого голоса оказалось на пользу “миролюбивым” партиям (голоса были в основном переданы им) и привело также к достаточно пропорциональным результатам. Однако на выборах 2003 года первые преференции сместились в сторону партий жесткой политики.