В настоящее время Эквадор переживает наиболее долгий период демократической стабильности со времени мирного перехода от диктаторского режима в конце 70-х годов. В переходный период военные призывали различные политические группы к участию в разработке новой конституции, которая была позднее ратифицирована во время народного референдума в 1978 году, а избранный президент Ролдос занял пост в 1979 году. Новая избирательная система была предназначена для решения нескольких конкретных целей: уменьшить число партий, усилить дисциплину и лояльность в политической деятельности, а также способствовать участию народа в голосовании. Избирательный закон включал положения по предоставлению права голоса неграмотным людям, созданию национальных партий (с избирательными округами по всей стране), а также порога с целью устранить все партии, которые не получили по крайней мере пять процентов действительных голосов во время двух последовательных серий выборов.
Традиционно, в Эквадоре использовалось правило относительного большинства на выборах президента, но во время последних демократических выборов, проводившихся до военного переворота в 1968 года, троих кандидатов на пост президента, набравших наибольшее число голосов, разделяли всего два процента голосов. В проекте новой конституции политики-реформаторы перешли к двухтуровой системе (TRS) президентских выборов, имеющей двоякую цель: уменьшение числа партий и подтверждение президентского мандата большей избирательной законностью. Однако это правило не помогло придать новую форму бывшей многопартийной системе. Напротив, оно способствовало распространению новых или небольших политических организаций, которые не желали создавать предвыборные коалиции на перовом этапе, а предпочитали испытать свой шанс конкурировать самостоятельно. В конце концов, кандидату необходимо набрать всего 26 процентов действительных голосов, чтобы быть избранным на второй этап голосования. Двухтуровая система также привела к появлению политических аутсайдеров, которые базировали свои кампании на личных атрибутах, отдельно от партийной идеологии, Президент в Эквадоре избирается на четырехлетний срок с запретом быть избранным на второй срок сразу после окончания первого срока.
Однопалатный эквадорский конгресс имеет смешанный состав членов. Фиксированное число депутатов - 12 - избирается из единого общенационального округа, а остальные депутаты (70 в 1996 году) избираются на пропорциональной основе из 21 провинции в соответствии с геополитическим делением. В то время как “общенациональные” депутаты избираются на четырехлетний период, “провинциальные” депутаты избираются на два года и переизбираются во время промежуточных выборов.
Повторное избрание на должность было запрещено Конституцией “с целью избежания ‘закоснелости’ политической элиты”. До 1994 года (когда переизбрание снова было разрешено) это правило не способствовало развитию карьеры политиков. Только десять процентов конгрессменов возвращались для работы, по крайней мере, еще на один срок. Частая смена депутатов без возможности быть повторно избранным немедленно после окончания срока, превратила Конгресс в высшей степени непостоянный, не имеющий опыта законодательный орган, который неподотчетен избирателям и недальновиден в своей деятельности по разработке политики.
Правило распределения мест является системой пропорционального представительства по закрытым спискам, разработанной в 1945 году, которая основана на объединенной формуле квоты и наибольшей оставшейся части (Харэ и Д’Хондт) Хотя у нее есть тенденция поощрять более крупные партии (за счет меньших партий), это правило привело к пропорциональным результатам в превращении голосов в места в парламенте. Проблема, однако, заключается не в пропорциональности представительства в случае с Эквадором, а в качестве представителей. Поскольку система на основе закрытых списков предоставляет места лицам, находящимся первыми в списке партии, конкурирующие кандидаты, которые хотят увеличить свои шансы быть выдвинутыми, должны поддерживать личные связи с лидерами партии вместо того, чтобы ориентироваться на избирательный округ. Не имея перспективы быть переизбранными, что заставило бы их нести ответственность перед избирателями, они становятся сильно зависимыми от партийных лидеров.
Совокупность этих характеристик имела удручающие последствия для институционализации политической системы. Сроки проведения выборов способствовали воспроизведению фрагментарной многопартийной системы в Конгрессе, которая никогда не приводила к большинству законодательный контингент правящей (президентской) партии. Президент Ролдос имел самую большую долю партийных мест в Конгрессе в 1979 году (45 процентов), но личный конфликт с лидером своей собственной популистской партии СФП явился поводом для разделения этой организации на пять новых партий в последующие годы. После трагической смерти Президента Ролдоса в авиакатастрофе в 1981 году, вице-президент Хуртадо занял его место. Он унаследовал непримиримую оппозицию в Конгрессе, которая привела к тупику во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властями. Принимая во внимание эту проблему, были введены промежуточные выборы в 1983 году, в результате которых ожидалось, что эта реформа позволит избирателям оценивать правительство чаще путем избрания “свежих” сил в законодательный орган каждые два года. Однако реформа привела к обратному результату. Если избранный президент с трудом завоевывал относительное большинство голосов в Конгрессе во время всеобщих выборов, наличие промежуточных выборов делало эту задачу почти невозможной. Промежуточные выборы часто оказываются хорошей почвой для разрастания оппозиционных партий, которые еще больше осложняют формирование правящей коалиции в Конгрессе. Например, во время промежуточных выборов 1994 года, партия Президента Дурана Баллена (PUR) выиграла только четыре процента мест. В результате этого, президент попытался обойти, настроенный против него Конгресс, путем представления важных законодательных актов на плебисцит (Консулта популар) в 1994 и 1995 годах.
Еще одним механизмом, используемым президентами для того, чтобы сломить оппозицию большинства в Конгрессе, является распределение прав назначения на должности или других политических ресурсов среди конгрессменов взамен на политическую поддержку. Президенты и позднее разрушали партийную дисциплину путем поощрения участия в выборах кандидатов без поддержки партий и независимых кандидатов. После неудавшейся попытки провести реформу в 1986 году, независимым кандидатам был придан законный статус в 1994 году.
В последние годы эквадорской политической системе был брошен вызов появлением организованных социальных групп, требующих большего участия в процессе принятия решений. Увеличивающееся число организованных групп, особенно с участием коренного населения, а также экологических и феминистских организаций, сетовали на то, что партийная система не отвечает их требованиям и запросам. После гражданского поражения президента Букарама в феврале 1997 года (который был обвинен в коррупции), в Эквадоре был начат процесс реформирования. Национальная ассамблея будет избрана в 1997 году для пересмотра Конституции и создания соответствующей избирательной процедуры для замены нынешнего временного президента Аларкона во время всеобщих выборов, которые состоятся в 1998 году.
В ответ на частую критику о сильном партийном контроле (partidocratia), выдвигаемую общественными организациями и членами партий, система PR по закрытым спискам была устранена. Вместо нее была принята система “свободных списков”, при которой каждый избиратель будет иметь свободу выбора любого кандидата в партийном списке и среди списков партий, независимо от выдвижения кандидатов партиями. Избиратель будет иметь столько голосов, сколько мест должно быть заполнено в каждом округе. Поскольку распределение мест будет основано на правиле относительного большинства (избрание кандидатов, набравших наибольшее число голосов), новая система, вероятно, пойдет на пользу наиболее харизматическим или богатым кандидатам, уменьшая шансы меньшинства быть избранным. Если партия не удержит контроль над выдвижением кандидатов, политики станут более заинтересованы проблемами избирателей. Однако, в рамках подвижной партийной системы это может представлять собой более сильный стимул к удовлетворению клиента, отдаляя депутатов от партийной дисциплины и разработки идеологии.
Смысл нынешней политической реформы в Эквадоре заключается в том, чтобы разрешить основные проблемы фрагментарности и невосприимчивости политических партий и в то же время предоставить больше места для участия новым политическим группам (в частности, состоящим из коренного населения). Однако нет никаких явных признаков, подтверждающих то, что нынешняя реформа приведет к включению меньшинств в политику партий либо, что партийная система станет более дисциплинированной и умеренной.
Модель избирательной системы в Эквадоре должен успешно сочетать две основные задачи:
предоставление места для участия новых политических лиц, особенно местным властям и группам коренного населения, а также
Создание достаточного уровня законности и партийного консенсуса
вокруг эффективно работающего правительства президента.
Важные избирательные переменные величины как, например, формула избрания президента либо время проведения выборов показали, что они имеют большее влияние на партийную систему и им должно уделяться больше внимания со стороны ученых и политиков в будущем.