С 1830 года Парламент Нидерландов состоял двух палат. Первая Палата никогда не избиралась напрямую и поэтому не рассматривается в данной статье. В наиболее раннем периоде, который можно охарактеризовать в качестве конституциональной избирательной системы (1848-1887 гг.), количество членов Второй Палаты формировалось по принципу один представитель на 45 тысяч жителей. Страна была разделена на округа и обычно от каждого округа избиралось по два члена на основе ограниченного права на голосование. Половина Палаты избиралась каждые два года, так что в большинстве округов представители избирались через каждые два года. Для избрания требовалось абсолютное большинство голосов; если ни одному кандидату не удавалось достичь такой цифры, то кандидаты, набравшие относительно больше голосов, вступали во второй раунд.
В 1888 году в избирательную систему были введены несколько изменений. Размер Второй Палаты был установлен в количестве ста членов. Были введены одномандатные округи, хотя в городах и были оставлены многомандатные районы. Последние многомандатные округи были ликвидированы в 1897 году. Начиная с этого времени только два кандидата, занявшие первые два места, могли участвовать во втором раунде выборов.
Одной из двух больших политических проблем девятнадцатого и начала двадцатого веков в Нидерландах была борьба за введение всеобщего избирательного права, а вторая проблема заключалась в государственной поддержке религиозных школ. Обе эти проблемы нашли свое разрешение в так называемом «Пакте об умиротворении 1917 года», где было достигнуто своего рода комплексное решение. Религиозные политические партии получили конституционные гарантии на государственную финансовую поддержку религиозных школ. Всеобщее право голосования, являвшееся одной из основных целей социал-демократической партии, было вначале даровано всем лицам мужского пола, а затем в 1919 году оно было распространено и на женщин. Было введено пропорциональное представительство, которое в первую очередь помогло либеральным партиям, которые не желали более ожидать получения мест в Парламенте в рамках окружной системы всеобщего голосования. Кроме того, было введено обязательное голосование, чтобы обеспечить пропорциональность представительства.
Внедренная в 1917 году избирательная система осталась в том же виде и до наших дней, за исключением небольших изменений в некоторых деталях. В Нидерландах до сих пор Вторая Палата избирается в соответствии с системой многомандатных списков пропорционального представительства. Список кандидатов представляется в избирательном бюллетене. С 1956 года наименование партии или списка размещается наверху списка. Порядок списков соответствует размеру делегации партии во Второй Палате. (В отношении партий, не имеющих парламентского представительства, такой порядок определяется жеребьевкой). В списке партии в избирательном бюллетене могут перечисляться до тридцати имен или же вдвое больше фактического числа представителей в Парламенте до максимума в 80 имен. Существует 19 избирательных округов, но их число больше зависит от практических соображений, а большинство партий подают списки в каждый из этих округов (хотя имена в списках могут варьировать и нет требования, чтобы включенный в список кандидат проживал в данном районе или же имел какое-либо иное отношение к нему).
Все голоса, поданные в пользу кандидата в партийном списке, начисляются в пользу данной партии. Для определения количества мест, полагающихся данной партии, сами избирательные районы не играют никакой роли; места в парламенте распределяются пропорционально результатам общенационального голосования. На избирательном бюллетене имеется черный квадрат с белым кругом напротив каждого кандидата в списке. Избирателю следует заполнить кружочек напротив одного из кандидатов красными чернилами (для компьютерных избирательных бюллетеней существует «птичка» напротив каждого кандидата).
В 1956 году количество мест во Второй Палате было увеличено со 100 до 150. Единственным критерием для получения представительства во Второй Палате является число поданных, действительных голосов, разделенное на 150, что также определяет и показатель необходимого электората (в последнее время это равняется примерно 60 тысячам голосов). Каждое множимое от числа электората дает право партии на дополнительное место в парламенте.
Когда все партии, имеющие право на места в парламенте, таким образом, получают представительство, то обычно оказывается, что не все места заняты. Такие оставшиеся места распределяются методом наибольшего среднего (так называемый метод д’Ондта). Этот метод пришел взамен системы наибольшего остатка в 1933 году, потому что считалось, что метод наибольшего среднего обеспечивает более точную пропорциональность. Использование метода д’Ондта предоставляет преимущества более крупным партиям. В качестве компенсации для более мелких партий с 1973 года стало возможным комбинировать списки как внутри, так и между округами для определения количества полученных мест.
После того как определяется общее число мест, полученных каждой партией, первое имя в партийном списке объявляется избранным. Затем эта процедура продвигается на второе имя в списке и продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все выигранные места. Единственным исключением является то, что кандидат, получивший четверть голосов необходимого электората, автоматически объявляется избранным (разумеется, при условии, что его или ее партия получила право, по меньшей мере, на одного своего представителя). Эти списки остаются в силе между выборами и используются для заполнения освободившихся мест. Не проводятся какие-либо довыборы.
Примерно такая же система, что описана выше, используется для муниципальных, провинциальных и Европейских выборов. Только Первая Палата избирается иным путем; ее члены выбираются провинциальными законодательными органами.
Хотя приверженность к концепции пропорциональности чрезвычайно сильна в Нидерландах, все же обязательное голосование было отменено в 1970 году. В результате критики, заключавшейся в том, что растет разрыв между избирателями и политиками, были сделаны дальнейшие предложения по изменению существующей избирательной системы. Были учреждены комитеты для подготовки предложений по изменениям и в конце концов правительство предложило смешанную систему, согласно которой половина мест заполнялась бы в соответствии с пропорциональным представительством, а другая половина - согласно системе пяти округов. После значительной критики, что это нарушит пропорциональность и вместе с тем не гарантирует улучшения связи с электоратом, правительство было вынуждено снять свое предложение. Вполне возможно, что новые предложения будут поданы после выборов 1998 года.