Результат выборов в Национальную ассамблею Лесото, проведенных в мае 1998 года в обычном порядке, был предельно ясен. Правящая партия Конгресс Лесото за демократию (КЛД) одержала несомненную победу, получив 79 из 80 мест в Национальной ассамблее.
Единственной проблемой было то, что КЛД получил поддержку чуть более 60 процентов избирателей. Результат, выраженный в количестве мест, показывает, как избирательная система относительного большинства голосов (FPTP) может привести к значительному несоответствию между количеством набранных политическими партиями голосов и количеством полученных ими мест. Несоответствие подобного рода не должно оказаться неожиданным, так как подобное случалось и прежде, однако вслед за выборами последовали резкие обвинения в нарушении правил, высказываемые проигравшими партиями, особенно главной оппозиционной партией, Национальной партией басуто. Это тоже не было новостью, однако печальной неожиданностью стали обвинения относительно подлинности результатов, полученных в ходе выборов 1998 года (которые никогда серьезно не оспаривались), и после того как эти данные были опубликованы, люди были приведены в ярость до такой степени, что начали учинять массовые беспорядки на улицах столицы, Масеру, поджигая и разрушая как общественные, так и частные здания.
Правительство обратилось с просьбой о вмешательстве к Сообществу развития Юга Африки (САДК), которое выполнило эту просьбу, полагаясь, в основном, на вооруженные силы Южной Африки. После восстановления порядка, 2 октября 1998 года было достигнуто соглашение, направленное на учреждение Временного органа политического управления (ВОПУ), в котором каждой из 12 политических партий, выдвинувших своих кандидатов на выборах, предоставлялось по 2 места, независимо от численности проголосовавших за них избирателей. Целью ВОПУ являлась разработка новой избирательной системы, а также предложение о принятии других политических и административных мер, направленных на укрепление мирного демократического развития Лесото. Все рекомендации, однако, должны были быть представлены на рассмотрение правительству, которое затем должно было представить их парламенту для дальнейшего их принятия в установленном порядке.
Идея создания ВОПУ была инспирирована институциями процесса переговоров в Южной Африке на ранней стадии переходного процесса, однако не учитывался тот факт, что эти два процесса были настолько разными, что институциональные решения также должны были быть разными. Последующий политический процесс в Лесото не был легким, и поэтому не удивительно, что подавляющее большинство оппозиции в ВОПУ – 22 против 2 сторонников действующего правительства – не способствовало конструктивному климату переговоров.
Представители ВОПУ, из которых ни один не смог обеспечить себе место в Национальной ассамблее, были готовы предложить избирательную систему, которая сохранила бы одномандатные округа и в то же время обеспечила бы более пропорциональный, чем в 1998 году, результат на следующих выборах. Очевидным решением была либо смешанная пропорциональная система (MMP), либо параллельная система. Был приглашен немецкий эксперт по избирательным системам, который сделал соответствующий доклад, после чего большинство членов ВОПУ предпочли выбрать смешанную избирательную систему с несколькими парламентскими местами, получаемыми в одномандатных округах, и остальными, получаемыми в результате голосования по партийным спискам на компенсационной основе. Партия КЛД, полностью контролирующая законодательную власть, приняла решение сделать выбор в пользу альтернативы, т. е. параллельной системы, которая предоставила бы ей помимо предполагаемого значительного количества мест в одномандатных округах, также дополнительное количество мест, соответствующее ее доле голосов, отданных за места, не распределенные в одномандатных округах.
Вскоре выяснилось, что ВОПУ не был осведомлен обо всех практических деталях, которые необходимо было учесть при выборе смешанной избирательной системы, таких как формула распределения мест, определение формального избирательного порога, вопрос о сверхмандатах, наличие одного или двух голосов у избирателей и т. д. Установление количества мест в обеих категориях также представляло собой проблему, несмотря на то, что многие члены ВОПУ, казалось бы, согласились с идеей сохранения 80 одномандатных округов и 50 компенсационных мест. Осуществление последнего предложения было несколько затруднительным, так как прежде в Лесото было 65 одномандатных округов. Таким образом, если вернуться к прежнему числу и добавить идентичное число компенсационных мест (как в Германии), то Национальная ассамблея будет состоять в целом из 130 мест. Однако если принять тот факт, что Ассамблея будет состоять из 130 членов, а число одномандатных округов на тот момент составляло 80, и трудно было представить изменение этого числа в ближайшем будущем, то количество компенсационных мест должно равняться 50. Правительство выступило против такого числа мест в Ассамблее, в частности, исходя из того, что Лесото маленькая и бедная страна, в которой должно быть рациональное число парламентских мест.
Причина политических противоречий была ясна. ВОПУ, который должен был предложить институциональные решения для выхода из политического тупика, выступал за смешанную избирательную систему с 80 одномандатными округами и 50 компенсационными местами, в то время как правительство, полностью контролирующее законодательные органы, которые должны были рассматривать все предложения, исходящие от ВОПУ, считало лучшим решением установление параллельной системы с теми же 80 одномандатными округами и 40 местами, которые будут распределены отдельно на основании (желательно) того же бюллетеня, который использовался в одномандатных округах, хотя также не исключалась возможность второго бюллетеня.
Для достижения политического компромисса в выборе избирательной системы понадобилось некоторое время, в основном из-за высокой степени недоверия двух сторон друг к другу и некоторых опасений относительно самой идеи компромисса. В конечном итоге было принято решение о принятии смешанной избирательной системы (что являлось основной целью оппозиции), число мест в Ассамблее должно было составить 120 (80 + 40), что было очень важным для правительственной стороны. Xотя правительство, благодаря своему большинству в парламенте, находилось в выигрышном положении, было очевидно, что оно должно пойти на некоторые уступки для обеспечения более широкого признания и, соответственно, легитимности внесенных изменений. Для последующих конституционных поправок потребовалась серьезная поддержка не только со стороны Ассамблеи, но также со стороны Сената (состоящего в основном из верховных вождей племен), что явилось очередной причиной необходимости компромисса. Обоснованием этого являлся тот факт, что если две палаты Парламента не смогли бы договориться относительно конституционных изменений, возникла бы необходимость выдвинуть этот вопрос на всенародный референдум, что было бы невозможным из-за разногласий вокруг избирательного регистра. В конечном итоге в мае 2001 года конституционные поправки были официально приняты. Только после этого стало возможным обсуждение необходимых изменений избирательного закона.
Имеющее международные гарантии соглашение от 1998 года предусматривало проведение досрочных выборов в мае 2000 года. Осуществление данного решения было совершенно нереально, не только потому что между правительством и оппозицией сложились натянутые отношения, но и потому, что новая Независимая избирательная комиссия была назначена только в апреле. Впоследствии было принято решение об отсрочке выборов на один год, однако дальнейшие задержки в осуществлении согласия относительно избирательной системы, разногласия по поводу принятия соответствующей системы регистрации избирателей и прочие вопросы привели к тому, что проведение новых всеобщих выборов стало возможным только в мае 2002 года.
Выборы прошли достаточно успешно. Конгресс Лесото за демократию, как и ожидалось, набрал 55 процентов партийных голосов (по системе пропорционального представительства), но получил 65 процентов всех мест. Это было связано с тем, что партия победила в 77 из 78 одномандатных округов, участвовавших в выборах (выборы в оставшихся двух округах были отложены из-за смерти кандидатов, но в конечном счете КЛД получил также и эти голоса). Поскольку данная система не предусматривает сверхмандатов (временного увеличения количества мест в парламенте), оппозиция получила все 40 компенсационных мест.
Семь из восьми оппозиционных партий, получивших места, оказались недостаточно представленными, если исходить из соотношения набранных ими голосов с количеством полученных мест. Однако в этом случае недостаточность их представительства была гораздо меньше, чем в 1998 году, и в настоящее время Национальная ассамблея Лесото является органом со справедливым политическим представительством. Таким образом, все цели, намеченные для преодоления возникших в 1998 году проблем, были, несомненно, достигнуты.
Понятно, что комбинация, когда (а) одна партия получает все места в одномандатном округе, (б) только 33 процента мест являются компенсационными и (в) налицо отсутствие дополнительных мест (сверхмандатов), может впоследствии также вызвать определенную степень диспропорции на будущих выборах. Однако это представляется небольшой ценой за различные улучшения в системе, внесенные в ходе затянувшихся политических процессов, направленных на достижение компромисса в период 1999-2001 гг., когда добиться того, чтобы парламент столь маленькой и бедной страны не состоял из слишком большого числа членов, было серьезной проблемой.