Если какое-либо место освобождается в период между выборами, системы пропорционального представительства по партийным спискам часто позволяют просто заполнить это место следующим кандидатом в бывшем списке партии, что освобождает от необходимости проводить дополнительные выборы. Однако плюралистические/мажоритарные системы часто предполагают заполнение вакантного места посредством дополнительных выборов. Когда используются иные системы, то может быть применен любой из подходов: при использовании системы единственного передаваемого голоса в Ирландии для заполнения освободившихся законодательных мест проводятся дополнительные выборы, а в Австралии для заполнения вакансий в Сенате этого не делается. Также возможно избежать проведения дополнительных выборов, избирая во время очередных выборов одновременно не только обычных, но и альтернативных представителей, как это делается, например, в Боливии. Дополнительные выборы менее масштабны и поэтому требуют меньше затрат, чем обычные выборы, но в некоторых странах они тем не менее оказываются весьма обременительными для бюджета, и вакантные места иногда остаются длительное время не занятыми из-за недостатка возможностей для организации дополнительных выборов. Эта проблема стоит особенно остро в некоторых странах на юге Африки, где из-за эпидемии ВИЧ/СПИДа в период между выборами образуется много свободных мест. В некоторых ситуациях дополнительные выборы могут давать более значительный политический эффект, чем просто обеспечение замены отдельных членов законодательного органа, и рассматриваются как проверка действующего правительства в середине срока полномочий. К тому же, если число подлежащих заполнению вакантных мест в течение срока полномочий парламента достаточно велико, это может привести к изменению состава парламента и, соответственно, изменению политической поддержки правительства.