Детальный отчет о недавних выборах кинозвезды Арнольда Шварценеггера на пост губернатора Калифорнии в результате самой значительной из всех кампаний по отзыву должностных лиц, которые только происходили в демократических странах. Данный документ представляет собой обзор механизма отзыва в Калифорнии, а также кампании по отзыву губернатора Грэя Дэвиса.
Недавний знаменательный случай отзыва, в котором были замешаны известные лица, привлек внимание общественности к механизму отзыва. В Калифорнии актер Арнольд Шварценеггер был избран губернатором после удачной кампании по отзыву губернатора Грэя Дэвиса. Грэй Дэвис был переизбран на пост губернатора Калифорнии в 2002 году. Однако менее чем через год он был отозван со своего поста и заменен человеком, который был более известен свом актерским искусством и мускулами. Как же могло получиться, что для Грэя Дэвиса „hasta la vista” (до свидания) прозвучало спустя столь короткий срок?
Механизм отзыва в Калифорнии
История
Как и во многих других штатах США, в Калифорнии предусмотрен механизм отзыва. Внесенный в Конституцию Калифорнии в 1911 году, механизм отзыва дает возможность электорату потребовать отстранения от должности избранного государственного чиновника до истечения срока его полномочий. До 2003 года механизм отзыва применялся в Калифорнии неоднократно. Несколько местных должностных лиц и четыре члена законодательного органа Калифорнии были отозваны в 1913, 1914 и 1995 (дважды) гг. Хотя в течение последних 30 лет нескольким губернаторам Калифорнии угрожала возможность отзыва, однако губернатор Грэй Дэвис был первым, кого действительно отозвали.
Запуск механизма отзыва
Чтобы запустить инициативу отзыва, лица, выдвигающие эту инициативу, должны отправить Государственному Секретарю штата Калифорния уведомление о своем намерении. Уведомление должно содержать обоснование, которое не более чем в 200 словах объясняет, почему инициаторы требуют отзыва. В нем также должны содержаться фамилии, подписи и адреса либо как минимум 10 человек, либо такого количества людей, которое было необходимо для подписания номинации того должностного лица, отзыв которого инициируют (берется число, которое окажется больше). Инициаторы отзыва должны быть зарегистрированы в избирательном округе того должностного лица, которое они намерены отозвать. Через неделю после подачи уведомления чиновник, об отзыве которого идет речь, получает возможность дать ответ (не более 200 слов) на эту инициативу.
Распространение петиции
Как только Государственный Секретарь официально засвидетельствует уведомление, инициаторы должны собрать подписи в количестве 12% от числа голосов, полученных данным должностным лицом на последних выборах. Подписи необходимо собрать в течение 160 дней, и петиция должна быть распространена как минимум в пяти графствах Калифорнии. Во время отзыва 2003 года петиция об отзыве была засвидетельствована 25 марта 2003 года, что давало инициаторам для сбора 897 158 подписей срок до 2 сентября 2003 года. Подписи считаются действительными, если принадлежат избирателям, зарегистрированным в том округе, в котором проводится отзыв, только такие зарегистрированные избиратели могут распространять петицию об отзыве.
Предоставление докладов и проверка подписей
Инициаторы отзыва должны представить петицию органу управления выборами в каждом графстве, где петиция распространяется. Пока идет распространение петиции, органы управления выборами графства должны отчитываться перед Государственным Секретарем о ходе дел относительно петиции; первый доклад должен быть представлен в течение 30 дней с момента инициации отзыва, и далее доклады должны представляться каждые последующие 30 дней. В докладе должны содержаться сведения о количестве собранных подписей за последние 30 дней, об общем количестве собранных подписей и об общем числе юридически действительных подписей. Избирательные органы графства не должны начинать проверку подписей, пока не собрано 10% необходимого количества подписей. В ходе проверки должна регулярно осуществляться выборочная проверка подписей. Когда в докладах сообщено о наличии более чем 500 подписей, необходимо проверить действительность либо 3% собранных подписей, либо 500 подписей (берется количество, которое окажется меньшим).
Досрочные выборы в связи с отзывом
Как только Государственный Секретарь штата признает петицию правомочной, вице-губернатор штата должен назначить дату досрочных выборов, проводимых в связи с отзывом. Выборы должны быть проведены в течение 60-80 дней, начиная с даты, когда Секретарь штата подтвердил правомочность петиции, если только в данном штате не проводится других выборов в пределах 180 дней от этой даты (в таком случае вице-губернатор может назначить досрочные выборы на тот же самый день).
В Калифорнии голосование за отзыв и голосование за выборы преемника отзываемого должностного лица проходят одновременно по одному бюллетеню, состоящему из двух частей. В первой задается вопрос об отзыве, а во второй приводится список кандидатов на освобождающийся пост. Чиновник, которого отзывают, не может фигурировать в списке кандидатов. Таки образом, если при голосовании по первому вопросу находящийся в должности чиновник получит более 50% голосов поддержки избирателей, отзыв аннулируется и голосование по второй части бюллетеня теряет смысл. Однако, если большинство избирателей проголосует за отзыв данного чиновника, то на его место избирается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Во время досрочных выборов 2003 года на голосование выставлялись еще две инициативы, относящиеся ко всему штату. В этом заключается отличие калифорнийского метода от методов других штатов США и стран, где, как только петиция признана правомочной, проводится отдельное голосование за или против отзыва данного должностного лица, и лишь после этого проводятся выборы его преемника. Критики калифорнийского метода удтверждают, что он запутывает избирателей. Также возникает вероятность того, что мандат преемника отозванного должностного лица может быть менее легитимным. Например, если отзыв проходит с минимальным перевесом голосов (51% за и 49% против), а победитель второго голосования набирает 37% голосов, то поддержка избранного кандидата оказывается на 12% меньше.
Кампания по отзыву 2003 года
Дело против Грэя
Кампания против Грэя Дэвиса была начата организацией под названием Защитники прав народа, которой руководил Тед Коста, официальный инициатор отзыва губернатора. Основное обвинение против Грэя состояло в том, что он развалил экономику Калифорнии, в результате чего образовался бюджетный дефицит в размере свыше 30 миллиардов долларов США и возникла необходимость значительного повышения налогов. Старания Защитников прав народа поддержали активисты Республиканской партии и прочие партии Калифорнии, например, Партия борцов за свободу и Американская Независимая партия. В мае кампания по отзыву действующего губернатора была усилена тем, что республиканский конгрессмен Даррелл Исса начал свою собственную инициативу по отзыву под лозунгом „Спасение Калифорнии”, которая опиралась на значительное финансирование и опыт политических стратегов. „Спасение Калифорнии” было инструментом сбора подписей для петиции об отзыве, посредством которого на хорошей профессиональной основе было собрано почти 70% юридически действительных подписей. Среди оппонентов отзыва были лейбористские лидеры и служащие государственного сектора, которыми руководила организация под названием Налогоплательщики против отзыва. Они утверждали, что применение данной инициативы будет очень дорогим и что отзывать чиновников необходимо лишь в случае коррупции и злоупотребления должностным положением.
Объявление выборов
Петиция по отзыву была признана правомочной 25 марта 2003 года. К середине июля инициаторы отзыва заявили, что набрали 1.6 миллиона подписей, что значительно превышало необходимые для проведения выборов 897 158 подписей. 23 июля Государственный Секретарь Калифорнии Кевин Шелли подтвердил действительность 1.356.408 подписей. На следующий день вице-губернатор Круз Бустаменте объявил о том, что досрочные выборы пройдут 7 октября.
Кандидаты
Отличительной чертой досрочных выборов 2003 года было огромное число выдвинутых кандидатов. Процедуры выдвижения при досрочных выборах согласно конституции должны быть практически идентичны процедурам обычных выборов губернатора (за исключением того, что документы нужно представить не позднее чем за 59 дней до досрочных выборов). Кандидатам на выборах 2003 года необходимо было собрать 65 подписей для выдвижения и заплатить депозит в размере 3500 долларов США (или предъявить 10 000 долларов США вместо депозита). Низкий барьер, необходимый для выдвижения, стал причиной того, что кандидатами на пост губернатора стали 135 человек, что гарантировало избирателям оценку чрезвычайно длинного списка в их бюллетенях.
Республиканская и Демократическая партии
Самым заметным из кандидатов, несомненно, был Арнольд Шварценеггер, киноактер и муж представительницы самой знаменитой американской политической династии Марии Шрайвер, племянницы убитого президента Джона Ф. Кеннеди и Бобби Кеннеди. После длительных размышлений о том, вступать ли ему в конкурентную борьбу за губернаторское кресло Грэя Дэвиса, Шварценеггер, представитель республиканцев, участвуя в передаче Tonight Show 6 августа, заявил, что примет участие в выборах. Его вступление в конкурентную борьбу стало причиной выхода из нее других известных республиканцев, которые желали заменить Грэя. Демократы были в более сложном положении, решая, стоит ли им выдвигать своего кандидата в преемники Грэя Дэвиса. С одной стороны, их главной целью была победа в первом голосовании досрочных выборов, что тем самым нанесло бы поражение инициативе отзыва. Считалось, что достичь подобного результата можно было при выступлении единым фронтом, не выдвигая кандидата от демократической партии. Однако был и альтернативный аргумент: в случае победы сторонников отзыва в бюллетенях должен был быть кандидат от демократов как потенциальный преемник отозванного. Спор разрешился, когда 7 августа Круз Бустаменте вступил в предвыборную борьбу, обеспечив тем самым наличие влиятельного кандидата от демократов.
Механизмы контроля над предвыборными кампаниями
По отношению к предвыборной кампании по отзыву и кампании в поддержку преемников отзываемого лица применяются различные механизмы контроля. Вопрос об отзыве рассматривается законом о финансировании предвыборных кампаний Калифорнии как эквивалентный процедуре выборов, а вопрос о преемнике регулируется контрольными механизмами обычных выборов. На практике это означало, что губернатор Дэвис не был ограничен лимитами на денежные пожертвования, которые он использовал в своей кампании, чтобы избежать отзыва, а кандидатам в преемники были назначены лимиты на пожертвования в размере 21 200 долларов и на расходы по предвыборной кампании в размере 10.624.000 долларов США.
Исход процесса отзыва
На выборах 7 октября отзыв губернатора прошел успешно при 55.4% голосов за отзыв и 44.6% против. Среди кандидатов в преемники Арнольд Шварценеггер набрал 48.6% голосов (больше количества голосов в поддержку Дэвиса), на втором месте оказался его ближайший соперник Круз Бустаменте, набравший 31.5% голосов. Губернатор Грэй Дэвис был отозван, и избранный губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггера был приведен к присяге 17 ноября 2003 года. Общая стоимость досрочных выборов, включая предоставление избирателям руководства с информацией по проведению выборов, составила около 70 миллионов долларов США.