В Новой Зеландии недавно была изменена избирательная система. В 1993 году эта страна проголосовала за то, чтобы сменить мажоритарную систему относительного большинства (FPTP), которую она использовала более ста лет, на систему пропорционального представительства. Из данного изменения следуют два момента.
Во-первых, примерно двадцать лет назад считалось весьма маловероятным, что Новая Зеландия в числе прочих стран может изменить свою избирательную систему. Во вторых, это изменение можно рассматривать в качестве хорошего примера того, как следует переходить от одной избирательной системы к другой. Этот переход был совершен после тщательного изучения, дискуссий и общественных консультаций. Большинство экспертов по электоральной реформе согласятся, что нельзя легко относиться к крупным электоральным реформам и в этом смысле никто не может упрекнуть Новую Зеландию в том, что она легко отнеслась к переходу на систему пропорционального представительства.
Долгое время Новая Зеландия имела как бы особый статус среди остальных демократических институтов мира как один из наиболее «чистых» примеров Вестминстерской модели правления – модели, по существу, с неограниченной исполнительной властью при избирательной системе, которая в некоторых отношениях была «более британской, чем в самой Британии». В течение многих лет эта система воспроизводила «чистейшие» парламенты Вестминстерского образца, с однопартийным правительством и относительно стабильной партийной системой. Тем не менее, недовольство общественности влиянием системы FPTP проявилось в Новой Зеландии после парламентских выборов 1978 и 1981 годов. В обоих случаях оппозиционная Лейбористская партия получила больше голосов по стране в целом, чем находившаяся у власти Националистская партия, но вместе с тем на обоих выборах Националистская партия получила большинство мест в Парламенте и поэтому оставалась у власти. Более того, как в 1978 году, так и в 1981 году, третья в то время по значению в политической жизни Новой Зеландии партия – Социальное доверие – получила довольно значительное число голосов (16% в 1978 году и более 20% в 1981 году), но – что нередко случается при системе FPTP – получила очень мало мест в Парламенте Новой Зеландии (одно и два места, соответственно) – в Палате представителей, состоящей более чем из 90 членов.
Когда в 1984 году к власти пришла Лейбористская партия, она создала Королевскую комиссию по реформе избирательной системы, задача которой состояла в том, чтобы рассмотреть «следует ли, чтобы все члены парламента или их определенное число или соотношение членов избиралось согласно альтернативной системе….. такой как пропорциональное представительство или преференциальное голосование».
Королевская комиссия по реформе избирательной системы заседала большую часть 1985 года и весь 1986 год, прежде чем составила обширный и детальный отчет, в котором она определила десять критериев тестирования как системы относительного большинства, так и других избирательных систем. Эти критерии были следующими:
- обеспечение справедливости для всех партий;
- эффективное представительство меньшинств и особых групп интересов;
- эффективное представительство маори (маори являются коренным этническим меньшинством в Новой Зеландии);
- политическая интеграция;
- эффективное представительство избирательных округов;
- эффективное участие избирателей;
- эффективное правительство;
- эффективный парламент;
- эффективные партии;
- обеспечение законности.
Однако в то же время Королевская комиссия подчеркивала, что «ни одна система голосования не может в настоящее время полностью отвечать идеальным стандартам, установленным этими критериями», и указывала, что «удельный вес» этих критериев не одинаков.
Королевская комиссия предложила, что Новой Зеландии следует принять систему пропорционального представительства, сходную с таковой в Германии: смешанную пропорциональную систему (MMP). Избиратели имеют два голоса – один для подачи за политическую партию (в Новой Зеландии его называют партийным голосом) в общенациональном многомандатном округе и второй, подаваемый за местного кандидата, избираемого по системе относительного большинства в одномандатных округах. Как и в Германии, но в противоположность положению в Японии и России, голосование за партию является главным принципом в избирательной системе Новой Зеландии, потому что голосование за партию определяет общее число мест, получаемых партией в Парламенте. Например, если политическая партия получает 25% партийных голосов на выборах, то она имеет право на 30 (25%) мест из 120 в Парламенте. Если эта партия уже выиграла 23 места от местного округа (или региона), то она получает право на дополнительные семь мест в Палате представителей, которые заполняются первыми семью лицами в ранжированном партийном списке кандидатов. Сходным образом партия, получившая 25% партийных голосов, но выигравшая только два места от округа, получит дополнительно 28 мест согласно своему партийному списку с тем, чтобы ее общее количество мест в Парламенте достигло 30.
В свете того, что Новая Зеландия использовала систему FPTP более 100 лет, Королевская комиссия по реформе избирательной системы отвергла пропорциональную систему единственного передаваемого голоса (STV), как по причине того, что смешанная пропорциональная система «сохраняет одномандатные округа», так и вследствие того, что результаты выборов по системе MМP обеспечивают «более точную пропорциональность», чем при использовании системы STV. Комиссия также рекомендовала проведение референдума по принятию системы МMP, и несмотря на то, что отдельный комитет Парламента Новой Зеландии не согласился с рекомендациями Королевской комиссии, в конце концов политическое давление привело к проведению двух референдумов по избирательной реформе.
Результаты первого референдума, состоявшегося в сентябре 1992 года, не являлись обязательными к исполнению, он был своего рода индикативным плебисцитом. Однако, избиратели настолько единодушно проголосовали за изменение избирательной системы и за принятие системы МMP, что второй, уже обязывающий к исполнению, референдум состоялся через 14 месяцев. Второй референдум ставил напрямую вопрос выбора между избирательными системами FPTP и МMP, и за ММР отдали голоса 53,9% избирателей.
Для обеспечения того, чтобы официальные агитационные кампании во время референдума по избирательной реформе были проведены «политически беспристрастно, сбалансированно и с соблюдением нейтралитета», Министерство юстиции пошло так далеко, что назначило Блок экспертов по избирательному референдуму, который был вне досягаемости для политиков и государственных служащих как в 1992, так и 1993 году. В каждом случае этот блок возглавлялся Старшим омбудсменом страны и имел существенный бюджет для информирования избирателей о механизме – фактически о достоинствах и недостатках – различных вариантов, выносившихся на рассмотрение референдумов.
Последние выборы в Новой Зеландии по системе относительного большинства состоялись 6 ноября 1993 года, в тот же день, когда прошел референдум, на котором избиратели сделали выбор в пользу системы MMP в качестве новой избирательной системы страны. Только три года спустя – 12 октября 1996 года – Новая Зеландия провела свои первые выборы по системе ММР. Результаты выборов 1996 года показывают, что принятая смешанная пропорциональная система соответствовала многим ожиданиям Королевской комиссии, которая рекомендовала принять эту систему.
В новом Парламенте представлены шесть партий, каждая в точном соответствии с той частью голосов, которую она получила в целом по стране; система является высокопропорциональной. На данный момент 15 маори заседают в Палате представителей, маори также представлены в Парламенте Новой Зеландии примерно в той же пропорции, как в целом по стране. То же самое можно сказать и о жителях Тихоокеанских Островов. Выборы в Парламент также показали, что был избран первый азиатский член парламента. Кроме этого, в целом процент женщин в Парламенте вырос с 21% в 1993 до 29% в 1996 году. Очевидно также и то, что избиратели осознали, каким образом использовать новую избирательную систему в своих интересах. Опрос, проведенный до выборов, показал, что 38% избирателей намеревались разделить свои голоса между своей партией и представителем своего местного избирательного округа; для сравнения, в Германии лишь 15% избирателей голосовали одновременно за разных кандидатов. Более того, общее количество проголосовавших было больше в 1996 году, чем в 1990 и 1993 годах.
В 1986 году Отчет Королевской Комиссии по реформе избирательной системы указал на то, что «избирательная система должна позволить правительствам … быть более ответственными. Правительства должны иметь возможность действовать решительно, когда это необходимо, также должна присутствовать приемлемая целостность и стабильность как внутри правительств, так и между ними». Только время ответит на вопрос о том, сможет ли новая избирательная система в Новой Зеландии соответствовать этим критериям. Критика новой системы имела место через два месяца после всеобщих выборов 1996 года, когда новое правительство должно было быть приведено к присяге. Новое правительство является коалицией двух партий –Национальной и Первой Новозеландской – они контролируют незначительное большинство (61 место) в Парламенте, состоящем из 120 членов. Тем не менее, новозеландские избиратели не удивлены данным фактом. К примеру, Комиссия по референдуму 1992 г. указывала на то, что в соответствии с системой MМP «второстепенные партии будут представлены в Парламенте», в результате чего «для того чтобы сформировать правительства, будут необходимы коалиции и соглашения между партиями». На следующий год Комиссия по референдуму повторила, что «при системе MМP вероятно появление коалиционных правительств. Это происходит потому, что система МMP предоставляет определенное отражение сил в Парламенте, предоставляя каждой партии долю ее голосов в целом по стране. При наличии нескольких партий в Парламенте, вероятность того, что ни одна партия не будет иметь большинства голосов в Парламенте, очень высока». Именно это и произошло в Новой Зеландии в 1996 г.