После использования двухтуровой мажоритарной системы абсолютного большинства (TRS) в Германской империи, а также использования чистой системы пропорционального представительства в Веймарской республике в 1949 году Парламентским советом была учреждена новая избирательная система. Эта система была создана на основе основного Закона Федеративной Республики Германии – Западногерманской конституции. Она явилась результатом межпартийного соглашения между демократическими силами в Западной Германии. Также как и Основной закон, первоначально эта избирательная система предполагалась как временная, но осталась неизменной с 1949 года.
Германская избирательная система классифицируется как персонифицированная пропорциональная система (Personalisierte Verh Itniswahl) или как (под таким названием она известна в Новой Зеландии) смешанная пропорциональная система (ММР). Суть ее заключается в специфическом способе сочетания персонального голосования в одномандатных округах с принципом пропорционального представительства.
В настоящее время в германском парламенте (Бундестаг) 656 мест, без учета возможных дополнительных мест (см. ниже). Каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос является персональным голосом, отданным за определенного (партийного) кандидата в одном из 328 одномандатных округов. Второй голос является партийным голосом, отданным за партийный список на федеральном уровне. Кандидатам разрешено конкурировать в одномандатных округах, а также одновременно в партийных списках. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство в одномандатных округах. Однако второй голос определяет то, сколько представителей будет отправлено в Бундестаг от каждой партии.
На федеральном уровне подсчитываются все вторые голоса, отданные за партии. Только партии, набравшие более пяти процентов голосов на общенациональном уровне, либо имеющие трех депутатов, избранных непосредственно в одномандатных округах, учитываются в федеральном распределении мест по спискам пропорционального представительства. Число представителей от каждой партии, которая преодолела законодательно установленный барьер, подсчитывается в соответствии с формулой Т. Хэра. Затем места распределяются по 16 федеральным штатам (землям).
Количество мест, выигранных партией непосредственно в одномандатных округах определенного федерального штата, затем вычитается из общего количества мест, выделенных для списка этой партии. Оставшиеся места предназначаются для закрытого партийного списка. Если партия выигрывает путем прямого голосования в определенном федеральном штате больше мест, чем число мест, доставшихся ей в результате поданных вторых голосов, то эти дополнительные места сохраняются за этой партией. В этом случае общее количество мест в Бундестаге временно увеличивается.
Германская система не является, как иногда предполагается, смешанной системой, она представляет собой систему пропорционального представительства. От чистого пропорционального представительства она отличается только тем, что пятипроцентный барьер на общенациональном уровне исключает очень маленькие партии из представительства в Парламенте, и благодаря пропорциональному представительству в Парламенте представлен относительно широкий круг социальных и политических сил. Более того, эта избирательная система в определенной мере открыта для социальных и политических изменений. Несмотря на установленный барьер, новые политические партии, поддерживаемые значительной частью избирателей, могут войти в Парламент. Кроме Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), Социально-демократическая партия (СДП) и Свободно-демократическая партия (СвДП), которые были представлены в Бундестаге с 1949 года, в 1983 и 1987 годах парламентские места выиграла новая Партия зеленых (ПЗ). После неудачи в преодолении барьера в 1990 году Зеленые в коалиции с Альянсом 90 [Христианский демократический союз (ХДС), Демократический прорыв (ДП) и Демократический социальный союз (ДСС)] смогли в 1994 году вернуться в Парламент. После объединения Германии даже небольшие восточногерманские партии выиграли места в парламенте. Во всеобщих выборах, прошедших в Германии в 1990 году, Восточногерманский Альянс 90 вместе с Зелеными и Партией демократического социализма (ПДС) преодолели пятипроцентный барьер, который применялся отдельно для бывшей Восточной Германии и бывшей Западной Германии только во время проведения этих выборов. Через четыре года ПДС воспользовалась преимуществом “альтернативного положения”, выиграв четыре из требуемых трех мест путем прямого голосования.
Персональное голосование за кандидата в одномандатных округах, ставит своей целью обеспечить тесные взаимоотношения между избирателями и их представителями. На практике, однако, преимущество этих округов не следует переоценивать. В Германии выборы в одномандатных округах главным образом основаны на предпочтениях, отдаваемых партиям, а не личности кандидатов. Первоначальные надежды на то, что система смешанного пропорционального представительства будет гарантией тесных взаимоотношений между избирателями и представителями, осуществились только частично, несмотря на попытки представителей установить тесные связи со своими избирательными округами. Тем не менее, этот элемент округа внутри системы пропорционального представительства помогает, по крайней мере, преодолеть то расстояние между избирателями и представителями, которое обычно увеличивается обыкновенными системами пропорционального представительства по закрытым спискам.
Более того, система двух голосов позволяет избирателям стратегически разделить свои голоса между существующими или возможными коалиционными партнерами. Фактически разделение голосов является обычным явлением среди сторонников небольших партий. Поскольку кандидаты небольших партий имеют мало шансов победить в одномандатных округах, их сторонники часто отдают первый голос кандидату округа из большей коалиционной партии. Аналогично этому сторонники больших партий могут “одолжить” свой второй голос меньшей коалиционной партии с тем, чтобы обеспечить для нее преодоление установленного законом барьера. Таким образом, разделение голосов стратегически используется избирателями для поддержки партнера по коалиции “их” партии или, по крайней мере, для проявления их коалиционных предпочтений.
Благодаря своим высокопропорциональным результатам, данная избирательная система делает сфабрикованное большинство, когда одна партия выигрывает абсолютное большинство парламентских мест при меньшинстве набранных голосов, почти невозможным. Фактически за последние пятьдесят лет в Германии этого не происходило. Правительства большинства всегда были коалиционными правительствами, и любая смена правительства происходила из-за изменений в структуре коалиции. Германские коалиционные правительства обычно стабильны, и избиратели считают их законными. Вследствие внутренних стимулов коалиций к сотрудничеству многие граждане Германии предпочитают коалиционное правительство однопартийному правительству. Основная функция контроля выполняется оппозицией, которая достаточно широко представлена в Парламенте. Важно отметить, что взаимоотношения между правительством и оппозицией в германской политике скорее сотруднические и согласованные, чем конфликтные или враждебные. Это, впрочем, является результатом исторической и политический культуры, а не избирательной системы как таковой.
До настоящего времени система, основанная на пропорциональном представительстве членов разных партий, не проявила в Германии каких-либо серьезных недостатков. Она действует уже достаточно долго, чтобы иметь высокий уровень институциональной законности; основные принципы одномандатных округов и системы PR остаются неизменными с 1949 года. Однако некоторые небольшие изменения имели место. Главным из них является введение в 1953 году двух отдельных голосов. До этого избиратель имел только один голос, который он мог отдать как за окружного кандидата, так и за кандидатов, представленных на общенациональной основе пропорционального представительства.
Тем не менее, начиная с 1949 года, предпринимался ряд попыток введения существенных изменений в избирательную систему, и наиболее интенсивные из них были в 1960-е годы, когда противники системы пропорционального представительства требовали введения системы FPTP (мажоритарная система простого большинства голосов). Это происходило отчасти из-за политического маневрирования в целях укрепления позиции более сильных партий, а отчасти, в результате теоретического направления, отдававшего предпочтение британской модели; но все эти попытки оказались безуспешными. В последнее время избирательная система подвергается критике за создание слишком большого количества дополнительных мест без представления компенсации партиям, находящимся в невыгодном положении в Парламенте.