С установлением в конце 1970 годов в китайских селах системы “контракта семейной ответственности фермеры начали работать на свои семьи. Так как производство было децентрализовано, коллективная организация народных общин стала устаревать.
Ранние сельские комитеты (СК) возникли в автономном регионе Гуангхи в 1980-1981 годах. Созданные без ведома местных властей, эти организации формировались старейшинами деревень, бывшими кадровыми работниками и склонными к общинной жизни сельскими жителями. Целью этих формирований было преодолеть развал социального порядка и растущий политический кризис, в то время как производственные бригады и команды перестали функционировать на массовом уровне. Через несколько месяцев местные власти уведомили центральное правительство о достигнутых результатах. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) одобрил эксперименты в области новых форм организации.
В 1982 году сельские комитеты были внесены в конституцию как выборные массовые организации самоуправления (статья 111). В отличие от отношений между общиной и производственной бригадой или производственной командой, вновь восстановленная система поселкового управления – низший уровень власти – не управляет СК, а просто ориентирует его. Еще одно отличие это введение прямых выборов для всех имеющих право голоса избирателей. В 1987 году был принят Временный основной закон о Сельских комитетах, который устанавливал общие принципы прямых выборов в СК и определял задачи и ответственности СК. Введение закона в действие, включая исполнение детальных правил, было поручено властям на уровне провинций и других более мелких административных единиц. В качестве выборов и самом их осуществлении наблюдались значительные расхождения, и даже через десять лет возможно только около 25 процентов из более чем 658 000 (последние данные на конец 2002 года) жителей сельской местности в Китае использовали прямые выборы в полном соответствии с законом.
В 1998 году ВСНП сделало Основной закон постоянным. Закон исправил и улучшил некоторые аспекты избирательных процедур и устрожил правила в отношении прозрачности и народного контроля над СК. Постоянный закон многие рассматривают как политическую и законную консолидацию избирательного процесса в деревнях, но его полное исполнение все еще является сложным, особенно после установления более строгих стандартов, например, в отношении наличия кабин для тайного голосования и прямого выдвижения кандидатов. Качество выборов в масштабах всей страны все еще неодинаково.
Члены СК избираются на три года без ограничения количества переизбраний. СК обычно состоит из 3-7 членов, один из которых председатель, который имеет одного или двух заместителей. Хотя в этом отношении между провинциями существуют различия, обычно СК следят за всеми административными вопросами в деревне, включая распределение бюджета, коммунальные услуги, разрешение споров, общественную безопасность и порядок, вопросы здоровья и местного бизнеса. В большой деревне может проживать более 10 000 человек, а в маленькой – несколько сотен. В средней деревне насчитывается около 1000-2000 жителей.
СК отчитываются перед Собранием деревни или Собранием представителей деревни. Первое собирается только один или два раза в год, а второе, состоящее из 25-50 человек и представляюще собой Малые группы жителей села, играет большую роль в принятии решений и контролем над СК. Выборами в деревнях.управляет сельский избирательный комитет.
Сельские выборы уже проводились в 31 провинции, автономных регионах и муниципалитетах. К 2003 году провинции Фуджиан и Лиаоинг, два пионера в этом отношении, провели соответственно семь и восемь выборов, а в 19 провинциях были проведены по 4-6 выборов. По крайней мере, в одной провинции к 2000 году были проведены первые сельские выборы. Не существует единого дня для выборов СК по всей стране. В год, который назначен для выборов в провинции, округа и города провинций совместно назначают дни выборов в рамках своей юрисдикции.
Каждые выборы придерживаются одних и тех же основных рамок. Первый шаг в избирательном процессе это регистрация избирателей, чем занимается сельский избирательный комитет. Список зарегистрированных избирателей должен быть подготовлен и публично представлен за 20 дней до выборов. Избиратели могут оспаривать регистрационные списки.
Кроме лиц, лишенных политических прав, все люди, достигшие 18 лет, и старше имеют право избирать и быть избранными независимо от национальности, расы, пола, профессии, социального происхождения, вероисповедания, уровня образования, материального положения или времени проживания в данной общине. Одной из трудностей является большое количество лиц, зарегистрированных в «родной деревне», но проживающих и работающих совсем в другом месте, часто в большом городе. Для большинства таких избирателей трудно или вообще невозможно поехать в свою деревню в день выборов. В то же время они не могут участвовать в выборах в городе, где они проживают и работают. Поэтому они фактически не могут использовать свое избирательное право.
После регистрации избирателей жители села напрямую выдвигают кандидатов. В большинстве провинций существует требование, чтобы количество выдвинутых кандидатов только на одного человека превышало количество мест в сельском комитете: места председателя, заместителей и рядовых членов. В последние годы выдвижение кандидатов в некоторых провинциях была организовано жителями села, участвующими или во встречах Собрания деревни, или во встречах Малых групп, то время как в некоторых провинциях в последнее время было решено не делать заранее предвыборного выдвижения кандидатов. В таких местах избирателям дают или пустой лист бумаги или бюллетень с наименованиями должностей, обозначенных в соответствующих графах. Если в результате выборов не удается создать новые комитеты или заполнить все вакансии, то они автоматически превращаются в первый тур выборов, за которым следует второй.
Окончательные выборы должны быть прямыми. Использование бюллетеней и кабинок (или комнат) для тайного голосования обязательно почти во всех провинциях. Существует три вида голосования: а) массовое голосование, где все избиратели идут на центральный избирательный участок утром, голосуют и остаются там до окончания подсчета голосов; б) индивидуальное голосование в течение дня выборов; в) голосование по доверенности или дистанционное, или голосование посредством переносного ящика для бюллетеней. В большинстве провинций используется массовое голосование. Избирательные бюллетени содержат фамилии кандидатов, вписанные под наименованием той должности, на которую они претендуют, выбор осуществляется посредством того, что избиратель отмечает фамилию предпочитаемого кандидата. Избиратель может отметить столько кандидатов, сколько есть должностей (председатель, один или два заместителя, и члены комитета) в данной деревне. Для признания выборов действительными в них должно принять участие абсолютное большинство жителей, имеющих права голоса, и победивший кандидат должен получить 50 процентов голосов плюс один голос. В тех случаях, когда кандидаты не получают большинства голосов, через несколько дней проводится второй тур. Во втором туре кандидатам нужно набрать всего 33 процента всех поданных голосов. Победители немедленно приступают к выполнению своих функций.
Сельские выборы важны тем, что избирательный закон обязывает соблюдать в этих выборах основные нормы демократического процесса – наличие бюллетеней для тайного голосования, прямые выборы и множественность кандидатов (хотя их число сильно ограничено). Другие выборы в Китае все еще далеки от таких норм. Прогресс, достигнутый в отношении выборов СК, вызвал надежды и ожидание того, когда прямые выборы будут осуществлены на городском, региональном и более высоком правительственном уровне. Каждый тур выборов СК также укрепляет локальную компетенцию в проведении выборов.
Оценка значения сельских выборов в Китае во многом связана с тем, может ли такая “ограниченная демократия” привести к настоящей демократии. Существует три способа оценки того, насколько выборы демократичны. Три универсальных критерия свободных, честных и интерпретируемых выборов заключаются в соответствующих правилах их осуществления. Китай не соответствует ни одному признанному стандарту свободных и честных выборов в избрании своего национального парламента и местных советов, и зачастую у лидеров деревень бывает меньше власти, чем у секретарей Коммунистической партии Китая (КПК). Однако, хотя сельские выборы не полностью свободны и честны, а у некоторых СК нет полноценной власти, нельзя сказать, что они полностью несвободны, нечестны и бессмысленны. Выборы не должны оцениваться по сопоставлению с абсолютными стандартами, а скорее они должны рассматриваться как шаг в продолжительной демократической последовательности.
Выборы сельских комитетов произвели волновой эффект, тогда как на выборах сельских ветвей КПК в некоторых деревнях жителей призывали голосовать по вотуму доверия, также происходили эксперименты с выборами городских властей. Похоже, что для демократизации Китая необходимо, чтобы решение политической верхушки отозвалось на уровне простого народа. После двух десятилетий постоянного улучшения прямых выборов на сельском уровне, выборы такого характера на более высоких правительственных уровнях представляются реальными. Вопрос в том, произойдут ли изменения в направлении демократизации и какими они будут.