Финская избирательная система была введена в 1906 году. В следующем году были проведены выборы, которые явились первыми свободными пропорциональными выборами для мужчин и для женщин. В 1917 году Финляндия стала независимой от России, а основополагающая Конституция новой Республики вступила в силу в 1919 году; позднее получил развитие вариант парламентаризма, известный как полу-президентским правлением. С 1906 года все женщины и мужчины получили право избирать и быть избранными. Возраст, в котором человек получал такое право, последовательно снижался с 24 лет в 1906 году до 21 года в 1944, затем до 20 лет в 1969 и до 18 лет в 1972 год. Одной из отличительных черт финской избирательной системы является исключительно большое число бюллетеней, которые отправляются по почте заочно. На выборах 1995 года 43.4 процента действительных бюллетеней было отправлено таким образом. Финский Парламент состоит из 200 ЧП (членов Парламента), избираемых в 15 округах. Во всех округах, за исключением тех островов, где говорят на шведском языке, распределение мест среди партий (включая предвыборные альянсы) является пропорциональным распределению голосов в соответствии с системой Хондта, которая представляет собой Пропорциональную Репрезентативность партийного списка (смотри Пропорциональное смешение членов). До 1954 года избирателям приходилось выбирать между списками кандидатов (список включал максимум двух кандидатов и одного запасного); позднее изменения в системе привели к тому, что теперь можно голосовать только за одного единственного кандидата. Такое изменение трансформировало финскую избирательную систему в редкий тип списочной системы, которая обязывает голосовать за индивидуальных кандидатов.
Выбор кандидатов из партийного списка заранее не предопределяется, но зависит исключительно от числа индивидуальных голосов, поданных за каждого кандидата. Избиратель выбирает присвоенный номер его или ее кандидату (список кандидатов, против каждого из которых указан его идентификационный номер, находится перед избирателем) и записывает его на бюллетене. В результате такой организации выборы не являются исключительно состязанием между партиями; они также являются состязанием между отдельными кандидатами, включенными в партийный список. Никому из электората не дается право голосовать за партию как таковую, а только за отдельных выдвинутых кандидатов, которые никоим образом не ранжированы в партийном или непартийном списке.
В то время как островные округа выбирают одного члена, все другие 14 округов выбирают несколько членов. Размер округа определяется численностью населения в нем, и имеет большую величину в сельской местности на севере и востоке страны. В общем, парламентская пропорциональность достаточно высокая, хотя различия между различными избирательными округами в этом плане большие. Если говорить в общем, то городские избирательные округа являются более пропорциональными, и большее количество сельских регионов дает больше непропорциональных результатов.
Поскольку распределение мест по формуле Хондта более выгодно для больших партий, то в Финляндии маленькие партии обычно пользуются возможностью объединиться в предвыборные альянсы с одной или несколькими партиями. Предвыборные альянсы заключаются на окружном уровне, что означает, что одна партия может присоединиться к различным альянсам во всех 14 округах; таким образом, альянсы имеют переменную степень успеха. Кроме того, в соответствии с законом о выборах 1969 года, кандидат может быть выдвинут только от одного избирательного округа. Прежде одного и того же кандидата можно было выдвигать во всех округах, что являлось оптимальным вариантом предвыборной стратегии для популярного лидера маленькой партии. Большинство маленьких партий вступают в предвыборные альянсы, а без такой возможности пропорциональность между голосами и местами в парламенте была бы, до определенной степени, ослабленной. Однако в настоящее время есть план сократить число округов до следующих парламентских выборов в 1999 году.