Законодательная избирательная система, которая была подписана Президентом Борисом Ельциным в сентябре/октябре 1993 г., вместе с системой выборов президента, была включена в первую пост-советскую Российскую конституцию, которая была ратифицирована избирателями в декабре 1993 г.
Федеральное Собрание, законодательный орган российской правительственной системы, является двухпалатным. Дума (нижняя палата) переизбирается каждые четыре года. Федеральный Совет (верхняя палата) состоит из одного исполнительного представителя и одного законодательного представителя, выбираемых 89 регионами России, согласно законам региона.
Российская избирательная система может быть охарактеризована, как классический пример параллельной избирательной системы. Обе системы голосования - партийно-списочное Пропорциональное Представительство (PR) и (FPTP) - используются при выборе депутатов в Думу, но не существует никакого регулирования партийно-списочных представителей для отражения разницы в общей части голосов за место, которое существует в Германии и Новой Зеландии. Общее количество депутатов - 450 человек, ровно половина их избирается согласно PR, а остальная половина выбирается на одномандатных плюралистических избирательных округах. Система PR эффективно работает, как один избирательный округ, так как голоса за политические партии подсчитываются по всей стране. Тем не менее, партии конкурируют на уровне регионов по закрытым спискам, в соответствии с законом, принятым Федеральным Собранием в июне 1995 г. Кандидат, занесенный в общенациональный партийный список из 12 членов, также может приять участие выборах по FPTP одномандатному округу в регионе. Следовательно, это может означать еще одно место для политической партии, которая выиграла по системе PR. В случае достижения минимум 5% от голосов PR, места распределяются согласно формуле наибольшего остатка. Теоретически, это предполагает выгоды для небольших партий, но в России этот эффект не достигается.
В 1995 г. на парламентских выборах только четыре политических партий пересекли 5% порог, что позволило им распределить места из PR листа. Эти партии набрали только 50.5% голосов населения, а получили в два раза больше того, что было бы распределено при условии точной пропорциональной системы. Женщины России, одна из 18 партий, которая не смогла получить места по партийным спискам, набрали на 2.3% голосов меньше, чем Партия Яблоко, получившая, в отличие, 31% мест по партийному списку. Аномалии также имели место и на одномандатных избирательных округах, некоторые кандидаты выиграли с процентом голосов менее 20, когда конкурировали 43 партии. Следовательно, количественное соотношение потерянных голосов было очень велико на парламентских выборах в 1995 г.
Развитие российской новой избирательной системы характеризовалось компромиссами между парламентариями, российским Президентом и прошлым опытом. В начале Борис Ельцин подписал указ о том, что одна треть Думы будет выбираться согласно партийным спискам PR, а оставшиеся будут выбираться в одномандатных округах, как в бывшем Советском Союзе. Однако, несколько про-демократических групп в предыдущем парламенте отдали предпочтение Списку PR, видя преимущество своих организаций, расположенных в Москве. Полностью убежденный в том, что хорошо организованная коммунистическая партия выиграет от одномандатных округов, Ельцин принимает еще более расщепляющую плюралистическую PR систему в октябре 1993 г. В это же время было достигнуто важное соглашение о методе выбора Президента и Федерального Совета, но в 1995 г. выборы в Федеральный Совет были децентрализованы и теперь выборы будут проводиться в соответствии с региональными законами о выборах.
Пятипроцентный порог, предназначенный препятствовать усилению партий, не работает в России и привел к общей диспропорции во второй Думе, выбранной в 1995 г. Некоторые группы выступили за полную отмену порога, как в Исландии, или же за меньший минимальный порог, такой как 0.67% порог в Нидерландах, или 4% в Швеции. Следующее изменение будет переходом к полностью компенсирующей системе MMP, подобно той, которая используется в Германии. Тогда места, распределяемые между партиями будут отражать PR голоса людей в одном регионе, повышая общую пропорциональность и усиливая систему политических партий, в целом.
Кандидатам в президенты в 1991 г. необходимо было собрать 100,000 подписей, лишь с семью процентами из одного и того же региона, для регистрации. В 1995 г. эта цифра возросла до 1 миллиона подписей. Президентская система устанавливает, что если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов в первом раунде, то проводится второй тур выборов между двумя лидирующими претендентами, и победителю необходимо набрать 50 или же более процентов голосов на выборах. Срок полномочий - четыре года, и ограничение на два срока. Президентские выборы проводятся в различные годы с парламентскими выборами. Единственной проблемой двухтуровых систем абсолютного большинства процедур президентских выборов является то, что она отбивает охоту к созданию партийных коалиций, в отличие от однотуровых плюралистических выборов, в которых партии пытаются сформировать два блока TRS. Проведение президентских выборов одновременно с Думскими еще больше снизило бы партийное расщепление и обеспечило бы большую ответственность президента и Думы.