Австралия является самым признанным и хорошо известным примером применения действующей системы Альтернативного голосования (AV). Система была введена Национальным правительством Австралии в 1918 году, чтобы заменить существующую мажоритарную систему простого большинства голосов (FPTP), после того как стало ясно, что несколько кандидатов от консерваторов с равными избирательными возможностями, избранные одним электоратом, могли разделить свои голоса между собой по принципу системы FPTP, таким образом передав победу менее популярной, но более дисциплинированной Лейбористской партии. Введение этой системы было, в конце концов, связано с необходимостью противодействия возможности разделения голосов и для поощрения сотрудничества или коалиции между партиями. Эта возможность соединять равные интересы, а не делить их, была долгое время особенностью (не признаваемой) Австралийской избирательной политики, но только относительно недавно стал понятен весь потенциал распределения предпочтений в качестве инструмента, влияющего на принятие политических решений. Имеется существенная разница между “полным предпочтением” и “выборочным предпочтением” как вариантов AV. Если решение отмечать предпочитаемых кандидатов, кроме первого выбора, остается за избирателем, а не становится обязательным, тогда победивший кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов в округе, но не обязательно большинство всех подавших бюллетени. Бюллетень, в котором предпочтения не были или не могли быть проставлены напротив остающегося кандидата, считается “израсходованным”. В противоположность этому в Австралии согласно законодательству юридически действительным является только тот бюллетень, в котором отмечены все предпочитаемые кандидаты. Главным следствием этого является то, что партии раздают карточки с указанием, как голосовать их сторонникам в день голосования, им сообщается порядок отметки всех предпочитаемых кандидатов от партии, который затем может переноситься избирателями в бюллетень, и основная часть избирателей так и поступает. Австралийские политические комментаторы имеют склонность рассматривать альтернативное голосование как вариант системы FPTP, которая в большинстве случаев с точки зрения исхода выборов и структуры партийной системы дает почти идентичные результаты. Дуглас Ра, например, в своей работе о последствиях избирательных законов утверждал, что “австралийская избирательная система проявляет себя во всех своих особенностях так, как если бы эта была система с множеством округов, представленных одним депутатом”. Целый ряд других комментаторов говорят, что предпочтительное голосование не оказывает большого влияния на австралийские результаты выборов и не является главным при определении состава правительства. Общим элементов во всех этих суждениях является тот факт, что все они в подавляющем большинстве основываются на австралийских федеральных выборах пятидесятых и шестидесятых годов, когда за исключением Демократической Лейбористской Партии (ДЛП) распределение предпочитаемых кандидатов имело небольшое влияние на исход выборов. В настоящее время система предпочтений при определении результатов австралийских выборов играет большую, чем в предыдущие десятилетия, роль. Невозможно допустить, что основной выбор избирателей будет повторяться по системе простого большинства голосов, но если таков был результат выборов 1961 и 1969 годов, то выборы 1990 должны были бы стать другими. Упадок когда-то стабильной двухпартийной системы, возвышение небольших партий и возрастающее влияние независимых кандидатов означали, что влияние предпочтительного голосования в девяностых годах было выше, чем в прошлом. Таблица 1 показывает соотношение мест, когда распределение предпочитаемых кандидатов было необходимым для определения результата. Вторая колонка – это процентное выражение количества мест, когда конечный победитель не лидировал по первым предпочтениям, что привело, таким образом, к иному результату, чем тот, который был бы достигнут, если бы использовалась система FPTP. Таблица 1: Соотношение мест, с распределением предпочтений и изменением результатов, 1963 - 1996 гг. Год выборов | Распределение предпочтений (%) | Изменение результатов (%) | 1962 | 19.2 | 6.6 | 1966 | 25.0 | 4.0 | 1969 | 32.0 | 9.6 | 1972 | 39.2 | 11.2 | 1974 | 26.0 | 7.9 | 1975 | 18.9 | 5.5 | 1977 | 36.2 | 3.1 | 1980 | 32.0 | 4.8 | 1983 | 24.8 | 1.6 | 1984 | 29.7 | 8.8 | 1987 | 36.5 | 2.7 | 1990 | 60.1 | 6.1 | 1993 | 42.2 | 8.2 | 1996 | 39.2 | 4.7 | Согласно таблице почти половина всех мест на недавних выборах была определена путем распределенных предпочтений, хотя в большинстве случаев число победителей, отстававших в завоевании мест по предпочтениям, небольшое, в среднем в девяностых годах около шести процентов. Но даже это небольшое количество было бы достаточным для изменения состава правительства на нескольких выборах. Самым выразительным примером непосредственного влияния голосов предпочтения на выбор правительства произошел на федеральных выборах 1990 года, когда действующая Австралийская Лейбористская Партия (АЛП) собрала небольшое количество голосов и шла к поражению на выборах, и когда поддержка избирателями левых партий, таких как Австралийские демократы и Австралийские зеленые, достигла своего пика. АЛП под влиянием главного стратега Сенатора Грэхэма Ричардсона усердно добивалась голосов Зеленых, как косвенно, через взаимодействие с основными лоббистскими группами по охране окружающей среды, так и напрямую, через средства информации, обращаясь к потенциальным избирателям Зеленых, прямо прося вторые и третьи предпочтения у незначительных партийных сторонников, предлагая политические уступки по ключевым вопросам и аргументируя тем, что Лейбористская партия находится намного ближе к их основным интересам, чем их главная альтернатива – Либерально-национальная коалиция. Эта стратегия была явно успешной: имея высокий уровень поддержки примерно 17% небольших партий, АЛП получила приблизительно две трети всех отданных предпочтений от избирателей Австралийских демократов и Австралийских зеленых - цифра, которая, вероятно, имела значение для победы или поражения на выборах. Эта была беспроигрышная ситуация для обеих групп: АЛП получила места в правительстве, имея меньше, чем 40 процентов голосов первого предпочтения, а небольшие партии, которые не выиграли мест в нижней палате, тем не менее, увидели свою основную предпочитаемую партию в правительстве и смогли осуществлять свою политику в областях, вызывающих их беспокойство. Чтобы увидеть, как этот вид обмена предпочтениями действует на практике, необходимо только проанализировать победу Невилла Ньюэлла от АЛП в Ричмонде на федеральных выборах 1990 года. Ньюэлл набрал только 27 процентов голосов первоначального предпочтения. Кандидат от коалиции, а затем лидер Национальной партии Чарльз Блант лидировал, имея свыше 41 процента голосов первого предпочтения, и надеялся на скорую победу. Однако подсчет голосов показал объединение предпочтений от небольших партий и независимых кандидатов, особенно борца против ядерного вооружения Хелен Калдикотт, перешедших к Ньюэллу и помогших ему выиграть место в парламенте с 50.5 процентами всех голосов предпочтения. Кандидат | Первый подсчет | Второй подсчет | Третий подсчет | Четвертый подсчет | Пятый подсчет | Шестой подсчет | Конечный подсчет | Джиббс (Австралийские Демократы) | 4346 | 4380 | 4420 | 4504 | 4683 | Исключен | Исключен | Ньюэлл (Австралийская лейбористская партия) | 18423 | 18467 | 18484 | 18544 | 18683 | 20238 | 34644 (Избран) | Байлли (Независимый кандидат) | 187 | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Симз (Австралийская Партия) | 1032 | 1053 | 1059 | 1116 | Исключен | Исключен | Исключен | Патерсон (независимый Кандидат) | 445 | 480 | 530 | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Леггет (независимый кандидат) | 279 | 294 | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Исключен | Блант (Национальная партия) | 28257 | 28274 | 28303 | 28416 | 28978 | 29778 | 33980 | Калдикотт (независимый кандидат) | 16072 | 16091 | 16237 | 16438 | 16658 | 18903 | Исключен | Ньюэлл победил на выборах, потому что смог обеспечить свыше 77 процентов голосов предпочтения, отданных за Калдикотт, когда она была исключена при седьмом подсчете. Сама Калдикотт получила большую часть голосов предпочтения от других независимых кандидатов. АЛП в Ричмонде, а также в других местах, явилась бенефициарием стратегии, направленной на увеличение не только своих голосов, но и на увеличение голосов предпочтения, полученных от других: стратегия вторых голосов предпочтения. Поскольку поддержка от Австралийских демократов и партии Зеленых достигла своего пика в 1990 году, кампания АЛП по привлечению голосов второго предпочтения имела успех, и АЛП получила две трети голосов предпочтения от этих партий, что оказалось решающим для ее победы на выборах. Успех стратегии АЛП в 1990 году стал примечательным не только потому, что исторически процесс передачи голосов предпочтения имел тенденцию благоприятствования нелейбористским партиям, а не АЛП. AV имело два главных положительных воздействия на нелейбористские партии: оно способствовало созданию коалиции между Либеральными и Национальными партиями, помогая им выставлять кандидатов в некоторых округах, не опасаясь разделения голосов, и оно дало возможность передать голоса предпочтения, которые были отданы в подавляющем большинстве против АЛП, одной небольшой партии ДЛП и тем самым оказать существенную помощь в сохранении коалиционного правительства в шестидесятых годах. В 1970-х годах АЛП выступала за возврат к системе FPTP. Но когда в 1983 году АЛП снова получила власть, она выступила за сохранение AV, но с тем, чтобы сделать процедуру выражения предпочтения скорее выборочной, чем полной. Выборочное Предпочтительное AV Выборочное предпочтительное AV аналогично полному предпочтительному AV, за исключением того, что избирателям не требуется выражать предпочтение в отношении каждого кандидата; по желанию, они могут выразить предпочтение только для одного кандидата. По словам бывшего премьер-министра Гофа Уитлэма предпочтительное выборочное голосование - это “может быть единственная избирательная процедура в мире, позволяющая избирателям выразить свое безразличие к кандидатам”. Национальный опрос 1979 года показал, что большинство Австралийских избирателей весьма положительно относятся к выборочному варианту, причем 72 процента из них выступают за предпочтительное выборочное голосование и только 26 процентов склоняются в пользу обязательной отметки всех предпочитаемых кандидатов. Одно явное преимущество выборочного варианта заключается в том, что устраняются проблемы испорченных бюллетеней из-за ошибок в нумерации, связанных с полным предпочтительным голосованием. По этой причине выборочная отметка предпочтений, вероятно, единственная форма AV, подходящая в условиях низкой грамотности и плохого знания нумерации. Предпочтительное выборочное AV применяется в настоящее время для государственных выборов в Новом Южном Уэльсе где оно было введено Лейбористским правительством Невилла Рана в 1981 году, и в Квинслэнде, где оно было введено в 1992 году по рекомендации Избирательной и Административной Наблюдательной Комиссии, которая считала, что полное предпочтительное голосование заставляет избирателей выражать свое предпочтение по кандидатам, о которых они мало что или ничего не знают. Показатель голосования только за одного кандидата, когда не отмечались последующие предпочитаемые кандидаты, в обоих этих случаях с течением времени стал выше. Оказывается, что решение выразить предпочтения тесно связано с рекомендациями, которые дают партии на своих карточках по поводу того, как голосовать. На опросе, проведенном на дополнительных выборах 1992 года, все 75 процентов избирателей следовали партийным указаниям по голосованию, что привело к показателям голосования за одного кандидата в 43 процента в одном районе (Гордон) и к 63 процентам в другом районе (Куринг-Гай). В случае Куринг-Гая меньше 33 процентов избирателей заполнили в бюллетенях все квадратики. В Квинслэнде показатель голосования за одного кандидата составил 23 процента на первых выборах по системе Выборочного Предпочтительного Голосования в 1992 году, но этот показатель был значительно выше в тех случаях, когда материалы одной из основных партий с указаниями, как голосовать, не предлагали предпочитаемых кандидатов. Имеется также явный компонент предвзятости в показателях голосования за одного кандидата, который отражает долго существующие коалиционные соглашения между Либеральной и Национальной партиями, как в Новом Южном Уэльсе, так и в Квинслэнде. Лейбористские избиратели более склонны голосовать за одного кандидата, чем сторонники коалиционных партий. Результаты AV В Австралии наблюдается тенденция к возрастанию интереса к предпочтительному голосованию с его элементом пристрастности. Влияние предпочтительного голосования на результаты выборов явно усилилось за последние десятилетия и сыграло решающую роль, в частности, в победе Лейбористской партии в 1990 году. Провал Демократов на выборах в 1993 году и Коалиции на федеральных выборах 1996 года означает, что влиянию распределения предпочтений с тех пор уделялось меньше внимания, хотя это способствовало выборам возросшего числа независимых кандидатов (два в 1993г., пять в 1996г.), большинство из которых получили свои места в парламенте, опередив путем предпочтений кандидатов от крупных партий. Анализы результатов Aльтернативного голосования в Австралии концентрируются в основном только на моментах пристрастного выбора. Некоторые комментаторы рассматривали систему как инструмент для поддержания доминирования двух крупных партий, АЛП и Коалиции Либеральной/Национальной партий, а также для ограничения роли небольших партий в нижней палате только ролью оказания влияния на большие партии, а не победой этих партий на выборах. Другие комментаторы утверждали, что AV может увеличить власть и позицию небольших партий, особенно если у них есть потенциал сохранять равновесие сил между двумя крупными партиями. Существует широко распространенное мнение, что система AV способствовала коалиционным соглашениям, таким как между Либеральной и Демократической партиями, и что она действует в интересах центральных кандидатов и партий, поощряя умеренную политику и поиск общих позиций. Горячая и агрессивная риторика австралийских политиков часто отвлекает обозревателей от признания того, какое сотрудничество существует между партиями (через сделки об обмене голосами предпочтения, например), как тесно сотрудничают партии по наиболее значительным политическим вопросам. Мало кто сомневается, что избирательная система AV обеспечивает значительную поддержку таким центристским тенденциям.
|