Чилийскую избирательную систему можно понять только в контексте долгого периода авторитарного правления генерала Аугусто Пиночета (1973-1990), целью которого было установить режим защищенной, авторитарной демократии, одним из компонентов которой была избирательная система. Диктатура отменила пропорциональную систему (PR), которая существовала до переворота одиннадцатого сентября 1973 года. Пропорциональная система была реакцией на раздробленность социальной структуры, существовавшей в Чили с 19 века, и привела к многопартийной системе. К 1960 годам эта система состояла из шести основных партий – две левые (социалисты и коммунисты), две центристские (христианские демократы и радикалы) и две правые (консерваторы и либералы, которые слились в 1966 году в Национальную партию).
Бинарная система: наследие авторитаризма
В двухпалатной конституционной системе Чили Палата депутатов, нижняя палата, состоит из 120 членов, избираемых на четыре года, по два представителя от каждого из 60 округов. В сенате 38 избираемых членов, по два от каждого из 19 округов, избираемых на восемь лет: половина членов переизбирается каждые четыре года одновременно с выборами в Палату депутатов. Существует также дополнительные девять неизбираемых, “институциональных” или “назначаемых” сенаторов, которых назначает Национальный совет безопасности (четверо), Верховный суд (трое) и президент (двое) и один официальный пожизненный член, бывший президент Эдуардо Фрей Руис-Тагле. (Существовавшее по конституции 1980 года изначальное количество /13/ сенаторских округов было увеличено до 19 в результате конституционной реформы 1989 года в целях ограничения власти назначаемых сенаторов). Это соглашение было достигнуто с Пиночетом и его сторонниками, когда они потеряли власть в результате перехода к демократии.
На выборах как в Палату депутатов, так и в Сенат партии, коалиции и независимые кандидаты представляют списки кандидатов, обычно содержащие максимум двух кандидатов от округа. Избиратели голосуют за кандидата по своему выбору. Первое место дается тому списку, который получил в общей сложности большинство голосов: избранный представитель это кандидат в том списке, который набрал большинство голосов. Для того чтобы занять оба места, наиболее успешный список должен получить вдвое больше голосов, чем второй список. Эта система принуждает партии создавать коалиции, так как действующий порог очень высок: для того чтобы получить одно место, необходимо 33,4 процента общего количества голосов за лучший список. Однако список должен получить 66,7 процента общего количества голосов, чтобы получить оба места.
Существуют две основные избирательные коалиции, которые в 2001 году получили, за исключением одного, все места в Палате депутатов. Левоцентристская Партия за демократию (Concertación por la Democracia), образованная из четырех партий, противостоявших режиму Пиночета (социалисты, Демократическая партия, христианские демократы и радикалы), правила с момента возвращения к демократии в марте 1990 года. Правая оппозиция Альянс за Чили (Независимый демократический союз /НДС/, и Национальное обновление /НО/) поддерживала режим Пиночета. На практике список Concertación содержит кандидатов от каждой из двух групп в коалиции, т.е. одного от христианских демократов и другого от социалистов, демократов и радикалов. Ни в одном округе нет соперничества между социалистами и Демократической партией. В оппозиционном списке партии НДС и НО обычно представляют каждая по одному кандидату во всех округах.
Результатом данной избирательной системы является то, что почти все округа избирают по одному представителю от Concertación и Альянса за Чили. Система могла создать конкуренцию между двумя кандидатами в списке в борьбе за одно место, однако на практике даже это сильно ограничено элитарной договоренностью в обеих коалициях.
Эта избирательная система уникальна, так как на практике она способствует наибольшему меньшинству, а не большинству. Поэтому это не мажоритарная система. Это система, которая использует пропорциональный механизм, однако ее результаты не пропорциональны, так как она позволяет одному списку получить половину мест, имея при этом всего 34 процента голосов. Единственной причиной, благодаря которой эта несоразмерность не проявлялась на практике, являются ограничения выборной конкуренции.
Избирательная система была введена военным режимом после плебисцита 5 октября 1988 года. У плебисцита было две цели: принять конституцию 1980 года и избрать Аугусто Пиночета в президенты на дальнейшие восемь лет. В этих неконкурентных выборах (другого кандидата не было) Пиночет был побежден Concertación. Это дало импульс к переходу к демократии, и в 1989 году состоялись выборы в Конгресс и выборы президента, на которых победил оппозиционный кандидат Патрисио Эйлвин (христианский демократ). Избирательная система была ориентирована на две правые партии, которые поддерживали кандидатуру Пиночета перед лицом прогнозируемой победы их противников.
На проведенных с 1990 года трех президентских выборах и четырех выборах в Конгресс Concertación получила большинство голосов, но никогда не контролировала Сенат, потому что большинство институциональных сенаторов поддерживали оппозицию.
Недостатки бинарной системы для партий и для демократии
Против данной избирательной системы выдвигались различные возражения. Во-первых, из-за высокого барьера прохождения она толкает партии на формирование коалиций. Во-вторых, она имеет негативное влияние на представительство, поскольку не пропускала Коммунистическую партию в Конгресс, несмотря на ее значимость вплоть до 1973 года и полученную ею уже при демократическом режиме 5-7-процентную долю общенациональных голосов. В-третьих, каждая коалиция обычно получает одно место, настоящая борьба идет между партиями членами Конгресса, а не между коалициями и партиями. Эти споры подрывают стабильность коалиций. В 2001 году на сенаторских выборах НДС и НО избежали трений и выдвинули единого кандидата в семи из девяти округов или выдвинули там плюс одного заведомо слабого конкурента для соперничества с главным кандидатом. В-четвертых, система дает огромную власть партийным лидерам, которые фактически выбирают победителей при составлении списков. Без настоящего соперничества во многих округах выборы представляют мало интереса для избирателей, и этот интерес еще меньше, когда на выборах не представлены кандидаты от их партии.
Недостатки подтолкнули правительство инициировать реформы и предложить вместо двухмандатных округов более крупные округа, результаты в которых будут более пропорциональными. Однако эти инициативы мало продвинулись, так как партии Concertación боятся неопределенности, а оппозиция защищает нынешнюю систему, потому что она ей дает преимущество.
Президентские выборы
Конституция 1980 года установила двухтуровую ссистему выборов президента. Для победы в первом туре необходимо абсолютное большинство, второй тур (баллотировка) проводится, если абсолютное большинство не получил ни один из кандидатов. Баллотировка усиливает коалиционную политику. Победители президентских выборов в 1989 и 1993 году – кандидат от христианских демократов Патрисио Эйлвин и Эдуардо Фрей, соответственно, - были избраны абсолютным большинством, однако в 1999 году разница в количестве голосов, полученных Рикардо Лагосом и его соперником, представителем правых Хуакином Лавином, составила всего 30 000 голосов. Лагос победил во втором туре, набрав 50,27 процента голосов. (Во время действия прежней конституции (1925), когда кандидаты не набирали абсолютного большинства, президента выбирал Конгресс, как это было в 1946, 1958 и 1970 году. В каждом случае избирался кандидат, получивший наибольшее количество голосов.)
Регистрация и голосование: добровольно или в обязательном порядке?
Дальнейшая проблема, отмечаемая в данной избирательной системе, состоит в том, что регистрация избирателей добровольная, а голосование обязательное. Новые списки избирателей были созданы в феврале 1987 года, когда военный режим готовил октябрьский плебисцит 1988 года, так как старые списки были сожжены военными в 1973 году. Демократическая оппозиция мобилизовала свою деятельность для регистрации избирателей. Их стратегией было поражение Пиночета на выборах в целях достижения демократии, и им удалось зарегистрировать 92 процента избирателей. Однако с тех пор число зарегистрированных избирателей не увеличивалось параллельно росту численности населения, так как молодые люди не интересуются политикой. На выборах 2001 года в Конгресс было зарегистрировано 80 процентов из 10 миллионов потенциальных избирателей. В 2004 году на муниципальных выборах это число составило 77 процентов.
Низкая регистрация среди молодых избирателей побудила правительство предложить автоматическую регистрацию всех граждан и введение добровольного голосования. Партии Concertación поддержали предложение об автоматической регистрации, однако по добровольному голосованию консенсус не был достигнут. Concertación опасается того, что общая явка упадет и стоимость предвыборной кампании по мобилизации избирателей будет возрастать, что даст преимущество правым партиям. Оппозиция, особенно НДС, выступает против автоматической регистрации и поддерживает добровольное голосование.
Сторонники бинарной системы утверждают, что она способствует осуществлению управления страной, так как существуют две большие коалиции, одна в правительстве и одна в оппозиции. Однако это мнение ошибочно: Concertación как коалиция была создана до бинарной системы в качестве альянса за борьбу с авторитарным режимом и за возвращение к демократии политиками, которые извлекли уроки из прошлых конфликтов, приведших к кризису и падению демократии в 1973 году, и пришли к согласию по стратегии сотрудничества элиты в политической системе, сходной с разделяющей сферы влияния демократией. Страной можно управлять не благодаря бинарной системе, а несмотря на нее.
Данная система не может существовать бесконечно, поскольку она вредит политическим партиям и ограничивает демократию, однако отменить ее будет сложно, так как неясно, как изменения скажутся на поддержке партий. Перемена также потребовала бы внесения поправок в конституцию, так как бинарный характер Сената прописан в конституции. В Конгрессе между Concertación и Альянсом за Чили существует консенсус относительно элиминации назначаемых сенаторов и бывших президентов в качестве пожизненных членов.