Сенегал является одной из немногих стран Африки, в которой в результате смещения действующего президента был осуществлен подлинный переход к демократии. На президентском уровне избирательная система Сенегала является мажоритарной системой голосования в два тура, очень похожей на систему избрания президента во Франции. Партии заинтересованы выставлять своих кандидатов в первом туре, и избиратели могут свободно голосовать за любого кандидата, сохраняя свой «стратегический» голос до второго тура. В 2000 году оппозиционные партии не дали Президенту Абду Диуфу пройти в первом туре и, в соответствии с предыдущим соглашением, объединились в поддержку оппозиционного кандидата Абдулая Вада, чтобы победить лидера находящейся длительное время у власти Социалистической партии (СП).
Для парламентских выборов с 1983 года, вместо существовавшей с 1978 года избирательной системы чистого пропорционального представительства по общенациональным партийным спискам, используется смешанная параллельная система. С тех пор эта система многократно подвергалась модификациям. Большинство изменений имели своей целью достижение демократической легитимности посредством обеспечения доступности системы для представителей оппозиционных партий при сохранении большинства мест для правящей партии. Как и многие смешанные системы, сенегальская избирательная система в отношении определенной части мест опирается на национальные партийные списки. В отличие от большинства других параллельных систем, в сенегальской системе большинство мест определяется не в одномандатных округах, а на основе голосования партийным блоком (PBV), главным образом, в многомандатных округах.
Места, получаемые по пропорциональной системе (примерно половина от общего количества), распределяются по числу голосов, отданных за национальные списки каждой партии, при использовании метода наибольшего остатка и квоты Хэра. Остальные места распределяются в соответствии с большинством голосов в 30 многомандатных округах страны, на каждый из которых приходится от одного до пяти мест. Мелкие партии и оппозиция всегда требовали, чтобы больше мест присуждалось по общенациональным партийным спискам, а правящая партия всегда склонялась к сохранению баланса, при котором ее доминирование по системе большинства голосов в сочетании с голосами, полученными по параллельной системе, будет достаточным, чтобы остаться у власти. Для выборов1998 года правящая Социалистическая партия вновь изменила распределение мест, добавив еще 20 мест по системе большинства голосов. СП получила 18 из них и легко сохранила контроль над парламентом, хотя она едва набрала большинство общенациональных голосов (50.3%). Президент Вад, будучи лидером оппозиции, требовал большей пропорциональности избирательной системы и меньшей зависимости от мест, получаемых по параллельной системе, горячей сторонницей которой является правящая партия. Для выборов 2001 года Вад, который жестко критиковал махинации Социалистической партии, имел возможность изменить несправедливую формулу. Став президентом и обладая властью изменить избирательную систему, Вад имел возможность разработать систему, которая могла бы либо лучше представлять желания избирателей, либо увеличивать возможности его коалиции (коалиция SOPI, возглавляемая Сенегальской демократической партией /СДП/). Увеличившиеся ресурсы, доступные теперь его партии, в сочетании с полнотой власти президента, привели к тому, что прежде столь критикуемая им крайне несправедливая система вдруг стала в его глазах весьма привлекательной.
Социалистическая партия и Альянс сил прогресса (АСП), единственные кроме СДП крупные партии, также почувствовали, что можно получить выгоду, опираясь на преобладание системы голосования партийным блоком при распределении голосов, если набрать большинство в нескольких округах. Они тоже стали требовать увеличения значения элемента большинства на выборах. Более мелкие партии стремились к чисто пропорциональной системе с национальными партийными списками или другому компромиссу, который позволил бы улучшить соотношение мест и голосов. Правящая Сенегальская демократическая партия предпочитала уменьшить состав Национального Собрания с 140 до 120 членов, а соотношение мест, полученных по разным системам, изменить с 70:70 на 65 (по системе большинства голосов) и 55 (по общенациональным партийным спискам пропорциональной системы). СДП посчитала, что в качестве новой правящей партии она могла бы получить большинство во многих округах, что увеличит ее долю мест по сравнению с поддержкой ее электората.
Эти подсчеты оказались верными. Несмотря на то, что коалиция SOPI набрала чуть меньше половины голосов (49.6 %), она получила в 2001 году 89 из 120 мест (74.2 %). Бывшая правящая партия СП заняла второе место по количеству голосов, набрав 17.4%, но получила лишь 10 мест, и все из них по общенациональным партийным спискам. На третьем месте оказался АСП Мустафы Ниясса, (16.1% голосов), который по количеству мест опередил СП, получив 11 мест, два из которых Альянс получил по системе большинства, заняв первое место в округе. Союз за демократическое обновления (СДО), набрав 3.7% голосов, получил три места, одно из которых Союз получил по системе большинства, заняв первое место в округе, откуда родом был лидер этой партии. Африканская партия за демократию и Социализм (АПДС), набрав чуть более 4% голосов, получила всего лишь 2 места, оба по национальным партийным спискам. Еще пять партий получили по одному месту по национальным партийным спискам, потому что имели наибольший остаток, хотя и не набрали необходимой квоты голосов. Остальные 15 партий, которые представили свои списки, были исключены из распределения мест.
Диспропорциональность результатов выборов 2001 года превысила даже те высокие показатели, которые были в Сенегале во время правления Социалистической партии. На выборах 1993 года 70 мест были распределены согласно пропорциональной формуле по национальным спискам и 50 по округам при использовании системы голосования партийным блоком; в 1998 году места были распределены в соотношении 70:70 между двумя избирательными системами и диспропорциональность слегка возросла. Она резко возросла после выборов 2001 года, результаты которых были менее пропорциональны, чем при большинстве других выборов по мажоритарной системе относительного большинства голосов (FPTP). Вследствие этого была скомпрометирована легитимность парламента. Коалиция SOPI, пришедшая к власти в 2001 году, призывая к демократическим реформам, сделала огромный шаг назад, прибегнув к манипуляциям с избирательной системой в свою пользу.
Правящая в то время в Сенегале партия предпочла параллельную систему, поскольку целью ее было раздробить оппозицию, препятствуя координированию между партиями, и свести к минимуму стратегическое голосование, обеспечивая тем самым преимущество наибольшей партии. Партия осуществила эту цель, применив голосование, которое предполагает возможность единственного выбора, включающего в себя голос как по пропорциональной системе, так и по системе большинства. Поскольку распределение мест по пропорциональной системе зависит от общего числа голосов, которые получит партия или коалиция, оппозиционные партии Сенегала получили стимул выдвинуть кандидатов в максимально возможном числе округов. Тот факт, что все голоса, отданные в округе, суммируются для распределения пропорциональных мест, снижает все преимущества координации между партиями в разных округах, и появляется стимул для откровенного, а не стратегического голосования. Таким образом, правящая партия смогла обеспечить себе победу в большинстве округов системы голосования партийным блоком.
Смешанная параллельная система используется также на местных (сельские советы) и муниципальных уровнях. Чтобы обеспечить подавляющее большинство правящей партии во всех советах, половина мест распределяется единым блоком на весь муниципалитет при использовании системы голосования партийным блоком. Оставшаяся половина мест распределяется по партийным спискам пропорционального представительства, при этом вся сельская местность или муниципалитет рассматривается как один округ.
Ситуация в Сенегале показывает, как краткосрочные политические преимущества могут доминировать в дебатах по вопросу изменения избирательной системы. Оппозиция, которая требовала изменений, стала правительством, которое начало защищать оказавшийся вдруг выгодным для него статус-кво. Потенциальная негативная сторона этого состоит в том, что, если маятник избирательских предпочтений вновь сдвинется в пользу СП, более сильный акцент на голосовании партийным блоком в параллельной системе практически гарантирует, что это отразится в получении оппозицией значительно большего, чем пропорциональное, количества мест, тем самым отбросив коалиционные силы SOPI туда, где они находились до 2001 года. Иначе говоря, подобный подход может рассматриваться как движение в сторону двухпартийной системы, в которой две обладающие преимуществом стороны уверены, что выход на политическую арену для любой потенциальной третьей силы будет непосильной задачей.