Хотя в выборы сами по себе мероприятие позитивное и нужное, они тем не менее могут не иметь для людей значения, если голосование затруднительно или если в конечном итоге люди чувствуют, что их выбор не влияет на способ управления страной. Легкость голосования определяется следующими факторами: насколько сложен избирательный бюллетень, насколько легко избиратели могут попасть на избирательный участок, насколько актуальны списки избирателей и насколько избиратель уверен в тайне голосования.
Считается, что участие в выборах – по крайней мере, в смысле свободного выбора – также должно повышаться, когда результаты выборов как на государственном, так и на местном уровне оказывают значительное влияние на вектор работы правительства. Если вы знаете, что ваш кандидат не имеет шанса получить мандат в вашем округе, то какая может быть у вас мотивация голосовать? В некоторых избирательных системах потерянные голоса (т.е. голоса, отданные за проигравшего кандидата, а не испорченные или недействительные бюллетени, исключенные из подсчета голосов) могут составлять существенную часть общенациональных голосов.
И, наконец, реальная власть избираемого органа помогает определить, имеют ли выборы какое-либо значение. Чисто формальные выборы в авторитарных системах, которые часто не предоставляют реальной возможности выбора, где члены законодательных органов имеют мало реального влияния на формирование правительства или на его политику, –такие выборы представляют значительно меньшую важность, чем выборы в законодательные органы, обладающие реальной властью решать основные вопросы повседневной жизни людей.
Даже в демократических странах выбор избирательной системы может влиять на легитимность выборных институтов. Например, выборы в Австралийский Сенат в период с 1919 по 1946 год осуществлялись посредством крайне непропорциональной избирательной системы (системы альтернативного голосования в многомандатных округах), что приводило к неровным и нерепрезентативным результатам. Это ставило под вопрос легитимность Сената как в глазах избирателей, так и в глазах политиков, а также, согласно многим наблюдателям, ставило под сомнение народную поддержку институтов федеральной власти в целом. После того как в 1948 году эту систему поменяли на более справедливую пропорциональную систему (систему единственного передаваемого голоса), Сенат стал восприниматься как заслуживающий большего доверия и более представительный орган, в результате чего уважение к нему и его значимость в процессе принятия решений возросли