Бывшая Французская колония Мали в Западной Африке сделала успешный переход к многопартийной политике в 1991, после трех десятилетий авторитарного правления. Ведущей среди новых демократических институтов, установленных в то время, была Национальная Ассамблея с 129 местами, из которых 116 мест избиралось внутренним электоратом и 13 малийцами, постоянно находящимися за границей. 116 внутренних мест распределяются на основе числа населения (одно место на 60,000 человек) на 55 избирательных округов, соответствующих 49 административным округам страны (cercles) и шести коммунам в Бамако, столице. Из-за неравенства численности населения, величины округов по числу мест варьируют от одного до шести мест на избирательный округ.
В то время как участие независимых кандидатов разрешается, от политических партий требуется, чтобы они представляли на рассмотрение закрытые партийные списки с тем же числом кандидатов, сколько имеющихся мест. Избиратели осуществляют свой выбор через безусловные избирательные бюллетени, так что они могут голосовать только за одного независимого кандидата или за партийный список кандидатов. Двухтуровая мажоритарная система абсолютного большинства используется тем самым, в отсутствие независимого кандидата или партийного списка, получающего абсолютное большинство в первом туре, только два ведущих кандидата первого тура борются во втором туре, с победителем, который определяется решением абсолютного большинства. В случае многомандатных округов, два ведущих партийных списка первого тура борются во втором туре, а выигравший список получает все места в округе. Подобная двухтуровая формула большинства используется в президентских выборах. Пропорциональная формула представительства, основанная на самом большом остатке-квоте Hare - используется в муниципальных выборах.
Как и в большинстве франкоязычных странах Африки, новые демократические институты в Мали подвергались дебатам и выбирались на широко основанном Съезде Политических Партий, который включал трех представителей от каждой из официально зарегистрированных политических партий. Избирательная система, которая появилась в результате этого процесса, явилась компромиссом, нацеленным как на сохранение политической мощи пяти главных партий при создании избирательных возможностей для многочисленных меньших партий, так и на сбалансирование противоречивых императивов обеспечения широкого политического представительства, и создании устойчивого управляющего большинства. Таким образом, начальное предложение об использовании двухтуровой системы (TRS) в одномандатных округах было отвергнуто, чтобы уменьшить влияние видных местных деятелей и усилить контроль партии над кандидатами. Также было отвергнуто предложение от меньших партий в пользу системы PR, из-за ожидаемого потенциала политической неустойчивости. Однако принятие формулы PR для муниципальных выборов нашло приют для меньших партий, большинство из которых испытывало недостаток национальной поддержки и базировалось на региональном или местном уровнях. И наоборот, думалось, что двухтуровая мажоритарная система абсолютного большинства при выборах в законодательные органы окажет поддержку коалициям во втором туре среди меньших и больших партий. Принятие формулы двухтуровой мажоритарной системы абсолютного большинства для президентских выборов отражает согласие в большинстве Африканских стран в том, что глава государства должен быть поддержан большинством электората.
Новая Малийская избирательная система провела относительно честный и конкурентный избирательный процесс в 1992. В первом туре участвовали 23 официально зарегистрированные партии, включая три с национальными политическими базами, Alliance pour la democratie au Mali (ADEMA), Congres national d'lnitiative democratique (CNID), и Union soudanaise-Rassemblement democratique africaine (USRDA), и две с ограниченной национальной базой, но с потенциалом становления национальными партиями, Rassemblement pour la democratie et le progres (RDP) и Parti progressiste soudanaise (PSP). Остальные имели региональные и локальные базы и никакую перспективу на то, что войдут в национальное правительство без формирования коалиции другими пятью. Конкурентоспособность системы иллюстрировалась тем фактом, что только 11 из 44 избирательных округов были определены в первом круге, с 15 местами, полученными пятью партиями. Из десяти борющихся партий во втором туре, шесть лидировали, по крайней мере, в одном избирательном округе, но список лидирующей партии потерпел поражение в семи из 44 избирательных округов. Действительно, каждая из пяти главных партий проиграла во втором туре окружных выборов после лидирования в первом раунде.
Наряду с участием большого числа маленьких партий с ограниченной избирательной поддержкой, явление, типичное для новых демократических государств, установилось после длительного периода авторитарного правления. Новая система Мали имела ожидаемое политическое воздействие на диспропорцию в зависимости от числа голосов и мест и многопартийности. Таким образом, формула двухтуровой мажоритарной системы вызвала высокий уровень диспропорции (между местами и голосами), умеренную степень избирательной многопартийности (3.3 эффективные избирательные партии), и умеренно низкая законодательная многопартийность (2.2 эффективные законодательные партии).
Малийская избирательная система действительно сбалансировала представительство и управление, но в то же самое время способствовала жизнеспособной парламентской оппозиции. Использование закрытых партийных списков в многомандатных округах, кроме того, поощрило этнические и региональные союзы среди иначе социально раздробленных и политически слабых групп. Однако отдельные проблемы остаются. Во-первых, само использование партийных списков ослабляет связи округов с избранными представителями. Столкнувшись с сильным давлением работы с избирательными округами, большинство членов Парламента неофициально разделили свои избирательные округа в индивидуальные округа для достижения этой цели. Во-вторых, Национальная Ассамблея обладает только ограниченной способностью, чтобы проверить исполнительные власти, так как институционально её власть остается слабой относительно сильного исполнительного президентства. И, наконец, эта проблема состоит в непропорционально большом проценте (66 процентов) мест, полученных ADEMA, управляющей партией, частично благодаря избирательной формуле, и частично в силу разницы в числе населения избирательных округов, и особенно в сельских избирательных округах.
Эти проблемы вызвали требования оппозиции провести избирательные преобразования. В результате, это привело к политическим переговорам между партиями оппозиции и партия ADEMA, в результате которых были изданы соглашения по трем проблемам до выборов в законодательные органы в апреле 1997: использование формул PR для распределения некоторых мест в Национальную Ассамблею, что впоследствии было объявлено неконституционным судебной властью, 27 процентное увеличение в размере Национальной Ассамблеи, от 116 до 147, с сокращением в округах, выдвигающих одного члена, и при соответствующем увеличении в избирательных округах, выдвигающих большее число членов, потенциально предоставляя оппозиционным партиям степень избирательного преимущества, и создание широко представленной Избирательной Комиссии. Однако быстро созданная Комиссия была неподготовлена, чтобы взять на себя сложную задачу выборного управления. Последующие административные проблемы и проблемы материально-технического обеспечения вызвали требования оппозиции по аннулированию выборов в законодательные органы 1997г, на которые партия ADEMA согласилась, несмотря на то, что ранние результаты подтвердили предсказания относительно её победы.
Тот факт, что эти изменения в избирательной системе, прошли через обсуждения, свидетельствует об успехе новой демократии Мали в управлении политическими конфликтами мирным путем. Это также указывает на то, что выбор и преобразование новых демократических институтов не предопределены, но являются результатами переговоров, однако будущие политические последствия которых зачастую неизвестны. До какой степени недавние преобразования избирательной системы Мали будут производить желательный эффект, когда они будут выполнены, предстоит ещё увидеть.