Есть много способов увеличения представительства женщин. Пропорциональные системы обычно приводят к избранию большего количества женщин, прежде всего за счет исключения присущей системам относительного большинства необходимости выдвижения единственного “самого приемлемого” кандидата. Избирательные системы, в которых используются рационально большие избирательные округа, поощряют партии к выдвижению женщин на том основании, что сбалансированные списки кандидатов увеличат их избирательные шансы. В некоторых странах, использующих систему пропорционального представительства по спискам, требуется также, чтобы в списках кандидатов каждой партии был определенный процент женщин.
Кроме выбора избирательной системы, имеется также ряд других стратегий, которые можно использовать для увеличения представительства женщин.
- Во-первых, существуют зарезервированные места, т. е. определенное количество мест в законодательных органах, отведенных специально для женщин. Эти места занимаются или представителями регионов, или представителями политических партий прямо пропорционально общей доле их общенациональных голосов. Наличие зарезервированных мест типично для мажоритарных/плюралистических систем и часто бывает зафиксировано в конституции страны. В Индии в некоторых штатах места в органах местной власти делятся на три группы: на каждых выборах для занятия мест в одной из групп могут быть выдвинуты только кандидаты женского пола, таким образом гарантируется, что как минимум одну треть избранных представителей составят женщины.
- Во-вторых, избирательное законодательство может предусматривать определенное количество женщин в партийных списках. Это чаще всего делается в пропорциональных системах, например в Намибии (30 процентов кандидатов на местном уровне) и Перу (30 процентов кандидатов). Такое же требование содержится в компоненте пропорционального представительства по спискам смешанной пропорциональной системы, используемой в Боливии (30 процентов кандидатов). Однако законы не всегда гарантируют достижение цели, если нет строгих предписаний и механизмов, гарантирующих оптимальные для избрания позиции женщин в партийных списках (т.е. позиции тех кандидатов в партийном списке, которые, вероятно, если учесть ожидаемое количество голосов за эту партию, войдут в число представителей от данной партии в законодательном органе).
- В-третьих, политические партии могут сами ввести собственные внутренние квоты для женщин как кандидатов в законодательные органы. Это самый распространенный механизм, с разным успехом используемый во всем мире для поддержки участия женщин в политической жизни: Африканским национальным конгрессом в ЮАР, партией Перонистов (ПП) и Гражданским радикальным союзом (ГРС) в Аргентине, партией CONDEPA (Совесть Родины) в Боливии, Партией демократической революции (ПДР) в Мексике и Лейбористскими партиями в Австралии и Великобритании, а также в Скандинавии. Использование Лейбористской партией сокращенного списка, состоящего только из фамилий кандидатов женщин, на выборах 1997 года в Великобритании почти удвоило количество депутатов женщин, которое выросло с 60 до 119. В 2004 году 14 стран имели квоты, утвержденные конституцией, 32 страны имели квоты, предусмотренные в законном порядке, и по крайней мере 125 партий в 61 стране сами приняли решение о введении таких квот. Что касается вида избирательной системы, то 17 стран с мажоритарными/плюралистическими системами имели такие квоты, квоты также имелись в15 странах со смешанными избирательными системами и в 45 с пропорциональными системами. В двух странах, применяющих иные системы – Афганистане и Иордании, – также использовались квоты для женщин.
Системы, гарантирующие женщинам представительство в законодательном органе, различаются как своей успешностью, так и последствиями. Например, зарезервированные места могут гарантировать, что женщины займут выборные должности, но некоторые женщины жалуются, что квоты в конечном счете являются скорее весьма маловажным способом удовлетворения запросов женщин или предоставления привилегий родственницам и подругам политиков мужского пола, чем стимулом для женщин сделать карьеру в политике, на что может уйти много лет. Так как вхождение в большую политику часто начинается, даже для политиков мужчин, на местном уровне, возможно более целесообразно учредить квоты, по крайней мере в начале, на местном, а не общенациональном уровне.
Быть избранным в законодательный орган еще не означает получение значительной директивной власти, и в некоторых странах женщины законодатели, особенно избранные благодаря зарезервированным или специальным местам, не имеют реальных директивных полномочий. Однако в некоторых странах женщины, используя места, предоставленные им по квотам, внесли значительный вклад в разработку политической тактики и оказали влияние на “традиционную” политику.
Для получения более детальной информации смотри IDEA/ Stockholm University Global Database for Electoral Quotas for Women (Стокгольмский университет глобальных баз данных по избирательным квотам для женщин) на www.quotaproject.org.