Большую часть двадцатого столетия Намибия была "забытой колонией" Южной Африки, сначала оккупированной немцами в 1884, затем освобожденной силами Южной Африки и союзников в 1915, чтобы только быть действенно ре-колонизированной Южной Африкой, получившей опеку над регионом от Лиги Наций в 1920. Южная Африка апартеида действительно наложила свои этнически разделяющие и исключающие правовые структуры на Намибию (или Юго-Западную Африку, как она была известна тогда) в послевоенный период, вплоть до полной независимости в 1990. 1989 оказался годом быстрого изменения после семидесяти лет внутренней борьбы и международного двойственного отношения, многих лет бремени Южноафриканского правительства, которое десять лет назад, до 1978, согласилось с планом Организации Объединенных Наций (ООН) по выводу военных и перехода к независимости.
Для ее "освободительных" выборов ноября 1989 и ее вторых парламентских всеобщих выборов, проведенных в декабре 1994, Намибия использовала основную форму национального списка Пропорциональное Представительство (PR), когда вся страна составляет единый округ, избирающий 72 члена. Выделение мест было выполнено методом Hare, который, наряду с квотой Droop – метод самого большого остатка, но использует немного различную квоту, которая в среднем дает в большей степени пропорциональные результаты. Никакой порог для представительства не был наложен, поэтому квота составила 1.39 процентов от национального действительного числа голосов, но методом самого большого остатка Национальный Фронт Намибии (NNF) сумел выиграть единственное место с 0.8 процентами от голосов в 1989, а Демократическая Коалиция Намибии (DCN) и Monitor Action Group (MAG) получили места при 0.82 процента и 0.83 процента, соответственно, в 1994.
Принятие системы PR по спискам наступило, прежде всего, с подстрекательства Организации Объединенных Наций, которая уже в начале 1982 г. обращалась с призывом, чтобы любая будущая нерасовая избирательная система гарантировала, чтобы политические партии, получившие реальную поддержку в выборах, были вознаграждены "честным представительством". Действительно, Намибийцы имели свою новую Конституцию, в значительной степени наложенную на них. Право отказа от избирательной системы the First Past the First (система только для белых, действующая в том, что было колонией Юго-Западной Африки), и перемещение к жесткой системе PR по спискам, было первоначально предложено Pik Botha, тогдашним Южноафриканским Министром иностранных дел. Хотя Южные Африканцы ранее, но безуспешно, требовали отдельные списки избирателей (la Zimbabwe 1980-1985), что гарантировало бы получение мест белыми в новой Ассамблее. Последующее предложение PR Ботой было принято в принципе Генеральным секретарем ООН, который затем передал специфические детали Генеральному Администратору Южной Африки и Особому Представителю ООН. Система PR благоприятным образом сочеталась с более ранними заявлениями ООН, которые подчеркивали необходимость насколько возможно широкого представительства в предстоящем Намибийском Учредительном собрании.
Во время первых выборов в 1989 Южная Западно-африканская Народная Организация (SWAPO) выразила предпочтение сохранить систему одномандатного округа, без сомнения, резонно ожидания (как доминирующая партия), что получит преимущества от избирательных округов типа "победитель получает все". Однако когда Учредительное собрание встретилось впервые в ноябре 1989, и каждая парламентская партия представила свой проект Конституции, SWAPO легко сдалась по вопросу о PR, очевидно, как выражение уступки партиям меньшинства, для которых они надеялись получить взаимные уступки по вопросам большего значения.
Результаты Выборов 1989
До последующих Южноафриканских всеобщих выборов 1994, первые многопартийные Намибийские выборы 1989 произвели то, что многие международные наблюдатели называли «результат мечты», когда освободительное движение (SWAPO) одержало прекрасную победу, получив 57 процентов от национального количества голосов, но не получив достаточного количества мест (48), дающих право на написание новой Конституции. Оппозиция, во главе с DTA, была в глазах многих, отвергнута за запятнанное прошлое, и явно этнические обращения, но она все еще располагала достаточным количеством голосов и местами, чтобы создать серьезную оппозицию в пределах парламента и создать баланс возможному излишку правления большинства SWAPO. Эта "положительная форма власти в Учредительном собрании, способствующая реальному компромиссу " привела к новой Конституции, принятой в марте 1990, которая была широко провозглашена как наиболее демократическая и просвещенная Конституция, которую можно найти где-нибудь в мире.
В то время как SWAPO доказала, что была единственной партией, способной к победе абсолютного большинства в Намибийских выборах 1989г, несогласованное распределение их голосов привело некоторых Африканских политических ученых к спору, что партия драматически не сумела соответствовать своему обещанию являться "единственным и подлинным представителем народа Намибии". SWAPO получила более 90 процентов от голосов в большом северном избирательном округе (ED) Ovamboland, что составило почти 60 процентов от их национального количества голосов. Кроме того, в масштабе страны, они сумели вытеснить все другие партии вместе взятые, SWAPO, фактически, выиграл большинство в только семи из 23 избирательных округов, а DTA одержала победу большинства в 15 округах. Подобные региональные концентрации партийной поддержки существовали для партий меньшинства также. Помимо DTA, которая собрала большинство своих голосов с юга страны и других областей сельского хозяйства в Koakoland и Hereroland, партии UDF и ACN (единственные другие партии, которые могли выиграть больше одного места в парламенте) получили свою поддержку из четко определенных географических областей и от этнических групп. Партия UDF сильно идентифицировалась с этнической группой Damara и, как и ожидалось, получила абсолютное большинство голосов в Damaraland. В то время как ACN, преимущественно белая группировка, получила почти половину от всего количества национальных голосов в избирательных округах Кarasburg (южная пограничная область, где большая часть Южноафриканских белых голосовала), и в Windhoek (столица, которая снова сыграла главную роль в диспропорциональном количестве белых избирателей).
Результаты Выборов 1994
Выборы 1994 проиллюстрировали консолидацию поддержки SWAPO, объединенной против серьезного размыва голосов оппозиции. Партия SWAPO фактически собрала на 23,000 голосов меньше в 1994, чем они получили в первых парламентских выборах 1989, но намного более низкое количество (от 682,000 до 497,000) означал, что их доля голосов была поднята почти на 20 процентов, дав им 12 дополнительных кресел, и больше чем две трети парламентского большинства, необходимого, чтобы изменить Конституцию в одностороннем порядке. Неучастие в голосовании избирателей, которые выкидывали избирательные бюллетени в 1989, случилось, прежде всего, за счет DTA. Их 101,000 национальных голоса составили только чуть больше половины 191,000 голосов, полученных в 1989, и отразились в потере шести мест в парламенте. Аналогично UDF потеряла два из четырех мест (сохранив только 35 процентов от голосов 1989 года), в то время как NPF Мосеса Катджионгуаа, теперь переименованная в Демократическую Коалицию Намибии (DCN), смогла удержать только одно место.
Подавляющая победа SWAPO подтолкнула лидера DTA и кандидата в президенты, Мушак Муионго, к заявлению, что выборы показали, что страна разделена по этническим линиям, и что она стала этнической демократией. Для выборов 1994, Намибийская комиссия границы отказалась от старых, неравных избирательных округов Юго-западной Африки в пользу 13 новых региональных округов, разбитых на 95 меньших областей подсчета. SWAPO сумела сделать большее количество нашествий в сообщества не – Ovambo в 1994 за голосами, чем они совершили в первых многопартийных выборах. В 1994 DTA выиграла абсолютное большинство только в двух областях (Hardap и Omaheke) и большинство голосов только в трех других (Caprivi, Otjozondjupa, и Kunene), по сравнению с 15 из 23 избирательных округов в 1989. Общая доля голосов SWAPO повысилась в основном в Karas (от 30 до 45 процентов), Okavango (от 50 до 80 процентов), и Khomas (от 45 до 60 процентов). UDF не сумела удержать свое преимущественно в округе Damara Kunene, но одержала две из трех побед в Kunene, суб-округах Sesfontein и Khorikas. Несмотря на увеличение процентов SWAPO и провала партий меньшинства в 1989, кажется ясным, что большинство изменений может быть скорее приписано уклонению от участия в выборах DTA, чем благодаря тому, что SWAPO выиграла голоса прежних сторонников партии меньшинства.