Классическая система First Past the Post (FPTP), одномандатный округ, избирательная система ассоциирующаяся с Великобританией, в действительности не широко использовалась для Вестминстерских выборов до 1884-1885 - полные 50 лет после Постановления о Первой Реформе от 1932 г., которое является отмеченным началом демократии представителей в Великобритании До 1867 г. большинство членов Британской Палаты Представителей выбирались из двухмандатных округов, путем Блокового Голосования, которое служило для составления бонусов мест, выдаваемых более крупным партиям. Постановление о Второй Реформе от 1867 г. ввело Ограниченное Голосование (при котором избиратели обладают меньшими голосами, чем количество мест, которые необходимо заполнить) для выборов 43 членов Представителей, выбранных из 13 трехмандатных округов и одного четырехмандатного.
Постановление о Третьей Реформе от 1884-1885 гг. упразднило места по Ограниченному Голосованию и FPTP была установлена в качестве доминирующей системы. Даже сейчас, несмотря на Вестмистерскую репутацию, как места рождения FPTP, эта система не используется повсеместно в Великобритании. Система Единственного Передаваемого Голоса по FPTP было вновь представлено в Северной Ирландии, после 50 лет отсутствия, для выборов местного правительства, как попытки уничтожения стимулов для соглашательского поведения между представителями Националистического и Унионистского обществ, предоставления преимуществ сдержанным и несектантским средним и обеспечения представительства Католического меньшинства STV. В тот же год STV было использовано на выборах злополучного Собрания Стормонт - которое было создано для того, чтобы дать людям Улстера некоторую степень самоуправления. Примерно четверть века спустя, в мае 1996 г., был назначен новый орган, предназначенный для решения проблем провинции, Северо-Ирландское Мирное Собрание, было выбрано с помощью PR, для того, чтобы сделать возможным увеличение самого представительного органа. 90 членов Собрания были выбраны из пятимандатных округов ñïèñêà PR, в то время как 10 партий по условиям голосов выигравших по Улстеру, были вознаграждены 2 дополнительными местами на собрании. С 1979 г. три представителя Северной Ирландии в Европейском Парламенте были выбраны с помощью STV, в то время как 84 английских, шотландских и уэльских членов Европейского Парламента были выбраны через FTPT.
Распространение различных избирательных систем, использующихся в Великобритании, означает, что избирательные реформы, для всех уровней британского правительства, стало все более дискутируемой проблемой. В июле 1997 г. новое лейбористское правительство, руководимое Премьер-министром Тони Блэром, объявило о том, что оно представит законодательный акт для изменения избирательной системы для британских членов Европейского Парламента, для формирования регионального списка PR в Англии, Шотландии и Уэльсе, в то же время, не изменяя PR STV систему в Северной Ирландии. Подобным же образом, предлагаемые ассамблеи Шотландии и Уэльса, которые будут иметь определенную степень автономного законодательного права, переданного от Вестминстерского парламента, будут избираться методами PR, если они будут одобрены шотландским и валлонским народом на референдумах в сентябре 1997 года. В обеих ассамблеях будут использоваться системы MMP, которые сохранят места по системе FPTP, основанные на существующих Вестминстерских одномандатных округах, но включают окружные списки PR, которые в некоторой степени будут компенсировать любую диспропорциональность.
Предлагаемая Ассамблея Уэльса будет иметь 40 одномандатных мест по системе FPTP и 20 мест по PR списку, в то время как предлагаемая Шотландская Ассамблея будет состоять из 73 мест по системе FPTP и 56 мест по PR списку. Не установлен какой-либо оговоренный порог представительства, но в Ассамблее Уэльса будет действовать порог в пять процентов для партий, чтобы выиграть место по списку, а в Шотландии партиям требуется значительно меньше голосов, чтобы получить представительство – видимо где-то в районе 1,5% всех голосов. И наконец, STV предлагается Фабиансом (влиятельный, связанный с лейбористами, политический институт) для выборов местных правительств. Но маловероятно, что в течение срока данного парламента будет серьезно рассматриваться вопрос реформирования избирательной системы в отношении местной власти (по меньшей мере, вследствие того, что повестка правительства по конституционной реформе уже является перенасыщенной).
Однако, Палата Общин продолжает уделять большое внимание избирательной реформе и во время написания данной статьи кажется, что Британия стоит как никогда близко к изменению своей системы FTPT со времен 1917 года. В том году предложение о введении Альтернативного голосования для двух третей парламентских мест и STV для остальной трети мест едва не прошло одобрение после того переговоры между Палатой лордов и Палатой общин зашли в тупик. Вторая попытка продвинуть АV была отклонена парламентом в 1931 году и до 1970-х годов не предпринималось попыток предложить избирательную реформу на британской политической арене. В 1976 году Комиссия Хансарда по избирательной реформе под председательством лорда Блейка из бывшего кабинета министров консерваторов рекомендовала использовать для парламентских выборов системы (MMP), согласно которой предполагалось избирать три четверти членов по системе FРTP, а одну четверть по региональным спискам PR. Подсчет распределения мест по спискам предполагалось провести на национальном уровне, и эти места компенсировали бы любую диспропорциональность общих результатов по одномандатным округам.
После четырех последовательных поражения Лейбористской партии ( в 1979, 1983, 1987 и 1992 гг.) предшествовавшая твердая поддержка лейбористов системы FРTP стала дробиться и в 1990 году руководство партии создало комиссию под председательством профессора Раймонда Планта для изучения вариантов реформирования избирательной системы. Отчет Планта (1993 г.) рекомендовал переход на двойника АV, которого они назвали Дополнительный голос – ту же систему, которую использовали для избрания президента Шри Ланки (см. Шри Ланка: Изменения для приятия разнообразия). Хотя это предложение никогда не было официально принято Лейбористской партией в оппозиции, тем не менее, они приняли политику, что когда они вернутся к власти, они проведут национальный референдум по изменению избирательной системы. Эта политика приобрела силу в совместном договоре о конституционной реформе между Лейбористской партией и либеральными демократами (которые последовательно отстаивали переход на PR), обнародованном в преддверии общих выборов 1997 года.
Первым шагом в процессе организации референдума будет создание независимой комиссии, задача которой будет состоять в подготовке рекомендаций, какую систему следует противопоставить FРTP в бюллетенях для голосования. Новое правительство заявило, что альтернативой существующей системе на референдуме будет «системе PR», но остается неясным означает ли это автоматическое исключение рассмотрения мажоритарных альтернатив, таких как АV и Дополнительный голос (несмотря на согласие ученых, что они не являются системами PR) (см. Альтернативное голосование). Ожидается, что референдум может состояться до 1999 года, чтобы успеть внедрить новую избирательную систему в случае ее выбора до всеобщих выборов, которые состоятся в 2001 или 2002 году.
Высока вероятность, что дебаты по реформированию способа избрания членов Палаты общин будут сосредоточены вокруг FPTP и PR, которые составляли большую часть дискуссий по британской конституциональной практике в течение этого века. Критика текущей системы FРTP возобновлялась много раз. Во первых, FРTP в Соединенном Королевстве привел к высокой диспропрциональности результатов, где партии меньшинства получали гораздо меньше мест, чем следовало бы по количеству полученных голосов, и приводил к ситуациям, когда «проигравшие» по числу полученных голосов партии становились выигравшими партиями по числу полученных голосов и таким образом формировали свое правительство.
Либеральная партия, которая затем стала Либерально-социальным демократическим альянсом, а затем Либеральными демократами, больше всего пострадала от системы подсчета, хотя в течение последних четырех выборов неравенство между голосами полученными третьей партией и числом мест продолжало сокращаться. В 1983 году ЛСДА получила 25,4% голосов, но ей досталось всего 3,5% мест. В 1987 году Альянс выиграл 22,6% голосов и 3,4% мест. В 1992 году вновь сформированные Либеральные демократы выиграли 17,8% голосов и 3,1% мест, но в 1997 году, использовав более целенаправленные методы и на волне анти-консерватизма, Либеральные демократы смогли получить 6,5% мест при 16,7% проголосовавших за них избирателей. Жесткая и неравная борьба с которой встречаются новые партии при системе FРTP была показана на Европейских выборах 1987 года в Соединенном Королевстве, когда партия зеленых СК выиграла 15% голосов, но ни одного места. Вторая аномалия, связанная с тем, что партия выигрывает больше голосов, но оказывается в оппозиции, дважды имела место в послевоенный период. В 1951 году Лейбористская партия выиграла больше голосов, но консерваторы получили больше мест и сформировали правительство, а в феврале 1974 года случилось обратное, когда лейбористы сформировали правительство, хотя консерваторы набрали больше голосов.
Следующей причиной для мощной критики британской системы FPTP была ее неспособность адекватным образом представлять нацию по полам и этническим группам. До 1997 года менее десяти процентов членов британского парламента были представлены женщинами, хотя лейбористы активно выдвигали женщин в качестве кандидатов в члены парламента и их последующая сокрушительная победа на выборах способствовала почти удвоению числа женщин парламентариев до 18,1% в парламенте образца 1997 года. Этнические меньшинства также были недостаточно представлены в британском парламенте. В большинстве парламентов до выборов 1987 года все члены парламента были представлены белыми, а четыре чернокожих и индийского происхождения парламентариев образца 1987 года составляли менее 0,5% от общего числа членов парламента. Хотя представительство чернокожего и азиатского населения за время трех последних выборов и выросло, но все же их число в парламенте остается существенно ниже их пропорционального количества в общем населении Великобритании.
Оппоненты FPTP также приводят в пример дестабилизирующие эффекты в экономической политике, которые были связаны со сменой консервативного и лейбористского правительств в течение 1945-1979 гг., но непрерывное нахождение у власти консерваторов в течение 18 лет (1979-1997 гг.) и переход лейбористов в фискально умеренную центристскую позицию поколебали основательность этого аргумента. И наконец, некоторые сторонники PR оспаривали тот факт, что FPTP создает сильную географическую связь между избирателем и представителем в условиях Соединенного Королевства, приводя доводы в пользу того, что многие надежные места в парламенте для консервативной и лейбористской партий являются так называемыми «гнилыми местечками», где у парламентариев мало стимулов общаться с избирателями, а городские центры в Великобритании сейчас в такой степени «захвачены» лейбористами, что сторонники всех других партий как бы и «лишены избирательных прав».
В противоположность этому система FPTP в Британии, в частности защищается в силу того, что она предусматривает одномандатные округа и поощряет существование «преимущественно двухпартийной системы”. Сторонники сохранения статус-кво считают одномандатную систему неприкосновенной и приводят аргументы в пользу того, что данное взаимоотношение ответственности между избирателями и избранными ими членом парламента является основой британской демократии. Оппоненты PR также указывают на тот факт, что все, кроме одного, правительства в послевоенный период были правительствами одной партии, и предсказывают, что коалиционные правительства, которые, скорее всего, появятся в результате системы PR, приведут к общей дестабилизации страны. С вышеприведенной точкой зрения увязывается аргумент о том, что FPTP создает преграду против фрагментации партийной системы, которая могла бы привести к раздроблению крупных партий (например, разделение консервативной партии на про- и антиевропейское крыла). И наконец, система FPTP приветствуется за то, что она не создает платформу для экстремистских партий, таких как Национальный Фронт и Британская Национальная Партия.
Перспективы реформирования британской системы FPTP по парламентским выборам остаются неопределенными. Хотя в настоящее время кажется, что высока вероятность проведения референдума, но еще неясно поддержит ли британский электорат переход на систему PR. Результаты опросов общественного мнения, проведенных между 1992 и 1997 гг., не дали определенного ответа. Временами они свидетельствовали о большой поддержке перемен, а иногда большинство избирателей выражали желание сохранить систему FPTP. Если будет проводиться референдум, то кажется, что ключевую роль сыграет та позиция, которую займут лейбористы. Активная кампания против перемен (поддерживаемая консерваторами) вероятно, приведет к неудаче любой альтернативы системе PR, в то время как сильная лейбористская кампания за перемены (в упряжке с либеральными демократами) может способствовать проведению избирательной реформы. Если Британия изменит свою избирательную систему и пройдет через создание шотландской и валлонской ассамблей, то к концу этого века она может прийти к существованию шести разных избирательных систем, действующих на национальном, местном и европейском парламентском уровнях.