Выборы в Польше в июне 1989 года сыграли своего рода поворотную роль в распаде коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе. Эти выборы стали результатом переговоров между польскими коммунистами и возглавляемой профсоюзом Солидарность оппозицией, завершившихся так называемыми соглашениями «круглого стола» в апреле 1989 года. Соглашения «круглого стола» установили уникальную (и предназначенную только для однократного применения) систему «раздельных» выборов, где 65% из 460 мест в Сейме было заранее выделено для коммунистов и их союзников, а остальные 35% предназначались для открытой борьбы. Вдобавок верхняя палата парламента – Сенат –должна была быть переизбрана, причем все 100 мест в ней предстояло заполнить на свободных, не ограничиваемых выборах, первых полностью свободных и справедливых выборах в Восточной Европе более чем за 40 лет. На выборах, состоявшихся 4 и 18 июня 1989 года, Солидарность выиграла все, за исключением одного, места, за которые вступила в борьбу. Коммунисты получили свои заранее выделенные места в Сейме, но не получили ни одного места в Сенате. Результаты этих выборов отражали высокий уровень политической поляризации, произошедшей в Польше в 1980-х гг.
Сейм
Парламент, избранный в 1989 году сроком на четыре года, уже в 1990 году оказался отставшим от жизни и устаревшим. В нем все еще преобладали люди старого режима, не имевшие по существу шансов на переизбрание, поэтому не без колебаний, но все же в конце концов на 27 октября 1991 года были назначены новые выборы. После длительных дебатов 28 июня 1991 был утвержден новый избирательный закон о выборах в Сейм. Участники этих дебатов имели свои явные и скрытые интересы, и они часто меняли свои позиции. В целом посткоммунистическое большинство в Сейме вместе с некоторыми движениями, образовавшимися вслед за Солидарностью, высказывалось за введение пропорционального представительства, в то время как остальные (Президент Валенса и крупные партии в русле Солидарности) отстаивали различные смешанные избирательные системы. Практическое правило состояло в том, что чем сильнее была партия и более популярными были ее лидеры, тем меньше была вероятность, что она будет склонна принять систему чистого пропорционального представительства. В конце концов, среди депутатов взяли верх соображения, связанные с неопределенностью результатов выборов, и для проведения выборов в Сейм была принята система пропорционального представительства.
Согласно системе, принятой в 1991 году, страна была поделена на 37 округов, на каждый из которых приходилось от 7 до17 мест/мандатов в зависимости от численности населения. Для регистрации своего списка в округе партиям было необходимо набрать, по крайней мере, 5000 подписей избирателей, проживающих в данном округе. Места в округах распределялись между партиями по квоте Хэра-Нимайера без наличия какого-либо избирательного барьера. Из общего числа (460) мест 69 были даны (посредством модифицированной формулы Сент-Лаге) на общенациональной основе тем партиям, которые а) зарегистрировались в общенациональном списке (для чего партии было необходимо зарегистрировать свой список, по меньшей мере, в пяти округах, собрав по крайней мере по 5000 подписей избирателей в каждом округе) и б) преодолели пятипроцентный барьер в общенациональном масштабе и/или добились избрания своих кандидатов, по крайней мере, в пяти округах. Эти барьеры снимались, если речь шла об этнических меньшинствах. Избирателям в каждом округе предстояло выразить свое предпочтение, выбрав список одной партии и поставив пометку против фамилии кандидата, за которого они желают проголосовать.
Политическая дихотомия (раздвоенность) выборов 1989 года (Солидарность против старого режима) в 1991 году сменилась в высшей степени фрагментированной политической ареной, где более ста партий и квазипартий боролись за избрание в Сенат и Сейм. Выборы завершились формированием крайне фрагментированного парламента, когда наиболее сильная партия в Сейме контролировала всего 13,5% мест и для создания коалиции большинства требовалось не меньше пяти партий. 18 партий и группировок занимали, по крайней мере, по два места каждая, а еще 11 имели по одному месту каждая. Фактическое количество действующих субъектов в Сейме в действительности было меньше благодаря слияниям и созданию коалиций. Этот парламент в течение двух лет назначил трех премьер-министров, два правительства и обусловил свой преждевременный уход после принятия вотума недоверия правительству Ханны Сухоцкой в мае 1993 года. Президент Валенса, находясь перед выбором между отставкой правительства или роспуском парламента, выбрал второе. Среди последних законов, принятых распускаемым Сеймом, были поправки к избирательному закону.
Поправки, принятые уходящим парламентом, были предназначены для ограничения фрагментации посредством устранения из Сейма более слабых партий. В частности, были внедрены три следующих элемента: 1) пятипроцентный барьер для партий и восьмипроцентный барьер для коалиций в масштабах всей страны (барьер для общенационального списка был поднят с пяти до семи процентов); 2) увеличение числа избирательных округов с 37 до 52 с расширением масштабов округа в границах от трех до 17 мандатов; 3) внедрение при распределении всех мест формулы д'Ондта, дающей преимущества более сильным партиям. Поддержка партиями этих поправок напрямую (позитивно) связана с их сильной позицией в находящемся перед роспуском Сейме. Для некоторых партий, поддержавших эти поправки, они оказались разрушительными, так как при выборах по такой схеме в Сейм проходили только одна коалиция и пять партий.
Таким образом, избирательная реформа дала ожидаемые результаты: более сильные партии получили дополнительные места, а наиболее слабые были удалены из Сейма. Хотя и удалось преодолеть фрагментарность парламента, но это было достигнуто за счет серьезного искажения пропорциональности. Правящая левая коалиция, возникшая после выборов, получила совместно всего 36% голосов, но контролировала большинство мест – 66%. При 34% голосов, «потерянных» для партий, не представленных в Сейме (в основном из правой части политического спектра), парламент, избранный в 1993 году, воспринимался как не полностью легитимный: он представлял (поскольку явка на выборы была на уровне 52,1%) всего 34% избирателей, имеющих право голоса. Таким образом, одна возможность (фактически существовавшая в 1991-1993 гг.) дисфункции демократического порядка – нестабильные правительства, генерируемые фрагментированным парламентом – была заменена в 1993 году другой возможностью, а именно, стабильным правительством без достаточной легитимности.
Этот потенциал недостаточности был устранен в результате последних выборов 21 сентября 1997 года, проводившихся согласно тем же правилам, что и в 1993 году. Хотя всего пяти партиям и коалициям удалось преодолеть установленные барьеры, они представляли 87,8% всех действительных голосов (при явке на выборы на уровне 47,93%). Еще важнее, что в Сейм вернулось политическое равновесие, так как несколько партий фрагментированного правого крыла на этот раз объединились под эгидой организации Электоральная акция солидарность (Akcja Wyborcza Solidarność /AWS/) и выиграли большинство голосов, чтобы сформировать правоцентристское правительство совместно с либерально-демократическим Союзом свободы (Unia Wolności /UW/). Однако борьба между двумя крупными коалициями, возглавляемыми в левом крыле посткоммунистической партией Союз левых демократических сил (Sojusz Lewicy Demokratycznej /SLD/) и AWS в правом крыле, привела к ослаблению поддержки центристских партий и реполяризации государственного управления по идеологическим направлениям.
Сенат
С 1989 года избирательные округа для выборов в Сенат основывались на географическом принципе, что означало, что в 47 из 49 провинций Польши избиралось по два сенатора. Только две наиболее густонаселенные провинции получили по три сенаторских места. Сенаторы избираются голосованием блоком, базирующимся на выборе кандидатов. В 1989 году, чтобы победить (в последнем туре выборов, проходящем через две недели после первого тура), было необходимо получить большинство голосов. Для последующих (1991, 1993 и 1997 гг.) выборов в Сенат последний тур выборов был отменен (вместо абсолютного большинства голосов требовалось относительное большинство). Интересно отметить, что уровень фрагментации и – за небольшим исключением – политический состав Сената с 1991 года были параллельны партийному составу Сейма.
Президентские и местные выборы
С 1990 года Президент Республики Польша избирается всенародным голосованием. Если в первом туре никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, то последний тур между двумя ведущими кандидатами проходит спустя две недели. Выборы 1995 года характеризовались очень тесным соперничеством между находившимся тогда у власти Лехом Валенсой и возможным победителем Александром Квасьневским, такое соотношение сил внесло свой вклад в реполяризацию политического спектра.
На местных выборах параллельно используются две системы: мажоритарная система относительного большинства голосов (FPTP) в сельских общинах и городах с населением менее 40 тысяч человек и система пропорционального представительства по партийным спискам (party-list PR) в городах с населением свыше 40 тысяч человек.