Эквадор является одной из наиболее долгосрочных демократий третьей волны в Южной Америке. В конце 70-х годов военное правительство призывало различные политические группы к участию в разработке новой конституции, которая в 1978 году была ратифицирована народным референдумом, и в 1979 году демократически избранное правительство вступило в должность. Новая избирательная система была предназначена для решения нескольких конкретных целей: уменьшить число партий, усилить дисциплину и лояльность в политических партиях, а также способствовать участию народа в голосовании. Избирательный закон включал положения по предоставлению права голоса неграмотным, созданию национальных партий (с избирательными округами по всей стране), а также установлению избирательного барьера с целью устранить все партии, которые проявили себя крайне слабо в двух следующих друг за другом выборах.
Президент Эквадора выбирается сроком на 4 года с запретом быть избранным на два срока подряд. Традиционно в Эквадоре на выборах президента использовалась мажоритарная избирательная система относительного большинства, но во время последних демократических выборов, проводившихся до военного переворота 1968 года, троих кандидатов на пост президента, набравших наибольшее число голосов, разделяли всего два процента голосов. В связи с этим в проекте новой конституции политики-реформаторы решили ввести для президентских выборов систему голосования в два тура (TRS), что преследовало двоякую цель: уменьшение числа партий и подтверждение президентского мандата большей избирательной законностью. Однако принятие этой системы лишь ослабило многопартийную структуру. Во-первых, она не способствовала созданию коалиций в перовом туре, поскольку партии и политические организации предпочитали использовать свой шанс участвовать во втором туре самостоятельно. (В конце концов, кандидату необходимо набрать всего 26 процентов действительных голосов, чтобы пройти во второй тур.) Во-вторых, двухраундовая система допускала участие в выборах политических аутсайдеров, которые в своих кампаниях опирались скорее на личные качества и харизму, чем на идеологию партии. В-третьих, члены законодательных органов выбирались в первом туре президентских выборов, и поэтому самая крупная законодательная партия не всегда являлась и партией президента. Эти нестыковки в распорядке выборов приводили, в том числе, и к образованию в Конгрессе возглавляемой президентом коалиции.
Однопалатный Конгресс Эквадора имеет смешанный состав членов. Фиксированное число депутатов, выросшее с 12 (1979 – 1996 гг.) до 20 (1998 г.) человек, избирается в одном общенациональном округе, а остальные депутаты, число которых выросло с 57 (1979 г.) до 103 (1998 г.) человек, избираются по системе пропорционального представительства от 22 провинций В то время как “общенациональные” депутаты избираются на четырехлетний период, “провинциальные” депутаты избираются на два года и переизбираются во время промежуточных выборов.
Повторное избрание на должность было запрещено Конституцией 1979 года “в целях избежания ‘закоснелости’ политической элиты”. До 1994 года (когда переизбрание снова было разрешено) это правило не способствовало развитию карьеры политиков. Только десять процентов конгрессменов возвращались для работы, по крайней мере, еще на один срок. Частая смена депутатов без возможности быть повторно избранным немедленно после окончания срока, превратила Конгресс в высшей степени непостоянный, не имеющий опыта работы законодательный орган, который был неподотчетен избирателям и недальновиден в проведении своего политического курса.
Правило, по которому поданные голоса трансформировались в места в законодательном органе, представляло собой систему пропорционального представительства по закрытым партийным спискам, впервые использованную в 1945 году и остававшуюся в действии до 1996 года. Эта система базируется на комбинации квоты Хэра и формулы наибольшего остатка д’Ондта и имеет тенденцию поощрять более крупные партии (за счет меньших партий). Поскольку система пропорционального представительства на основе закрытых списков предоставляет места лицам, находящимся первыми в списке партии, конкурирующие кандидаты, которые хотят увеличить свои шансы быть выдвинутыми, должны поддерживать личные связи с лидерами партии вместо того, чтобы ориентироваться на избирательный округ. Более того, не имея перспективы быть переизбранными, законодатели часто меняют партию в целях достижения личных целей увеличения перспектив карьеры вне Конгресса.
Совокупность этих характеристик имела удручающие последствия для институционализации политической системы. Сроки проведения выборов способствовали воспроизведению в Конгрессе фрагментарной многопартийной системы, вследствие чего законодательный контингент правящей (президентской) партии никогда не имел большинства. Президент Ролдос имел в 1979 году самую большую долю партийных мест в Конгрессе (45 процентов), но личный конфликт с лидером своей собственной популистской партии СФП явился поводом для разделения этой организации в последующие годы на пять новых партий. После трагической смерти Президента Ролдоса в авиакатастрофе в 1981 году его место занял вице-президент Хуртадо. Он унаследовал непримиримую оппозицию в Конгрессе, которая привела к тупику во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти. Принимая во внимание эту проблему, в 1983 году были введены промежуточные выборы, в результате которых ожидалось, что эта реформа позволит избирателям оценивать правительство чаще путем избрания “свежих” сил в законодательный орган каждые два года. Однако реформа привела к обратному результату. Если избранный президент с трудом завоевывал относительное большинство голосов в Конгрессе во время всеобщих выборов, наличие промежуточных выборов делало эту задачу почти невозможной. Промежуточные выборы часто оказываются хорошей почвой для разрастания оппозиционных партий, которые еще больше осложняют формирование правящей коалиции в Конгрессе. Например, во время промежуточных выборов 1994 года, партия Президента Дурана Баллена (PUR) выиграла только четыре процента мест. В результате этого, президент попытался обойти настроенный против него Конгресс путем представления важных законодательных актов на плебисцит (Консулта популар) в 1994 и 1995 годах.
Еще одним механизмом, используемым президентами для того, чтобы сломить оппозицию большинства в Конгрессе, является распределение прав назначения на должности или других политических ресурсов среди конгрессменов взамен на политическую поддержку. Президенты и позднее разрушали партийную дисциплину путем поощрения участия в выборах кандидатов без поддержки партий и независимых кандидатов. После неудавшейся попытки провести реформу в 1986 году, независимым кандидатам был придан законный статус в 1994 году.
В последние годы эквадорской политической системе был брошен вызов появлением организованных социальных групп, требующих большего участия в процессе принятия решений. Все больше организованных групп, особенно с участием коренного населения, а также экологических и феминистских организаций, сетовали на то, что партийная система не отвечает их требованиям и запросам. После гражданского поражения президента Букарама в феврале 1997 года (который был обвинен в коррупции), в Эквадоре был начат процесс реформирования. Национальная ассамблея будет избрана в 1997 году для пересмотра Конституции и создания соответствующей избирательной процедуры для замены нынешнего временного президента Аларкона во время всеобщих выборов, которые состоятся в 1998 году.
В ответ на частую критику о сильном партийном контроле (partidocratia), выдвигаемую общественными организациями и членами партий, пропорциональная система голосования по закрытым партийным спискам была устранена. Вместо нее была принята система свободных списков, при которой каждый избиратель будет иметь свободу выбора любого кандидата в партийном списке и среди списков партий, независимо от выдвижения кандидатов партиями. Избиратель будет иметь столько голосов, сколько мест должно быть заполнено в каждом округе. Поскольку распределение мест будет основано на правиле относительного большинства (избрание кандидатов, набравших наибольшее число голосов), новая система, вероятно, пойдет на пользу наиболее харизматическим или богатым кандидатам, уменьшая шансы меньшинства быть избранным. Если партия не удержит контроль над выдвижением кандидатов, политики станут более заинтересованы проблемами избирателей. Однако, в рамках подвижной партийной системы это может представлять собой более сильный стимул к удовлетворению клиента, отдаляя депутатов от партийной дисциплины и разработки идеологии.
Смысл нынешней политической реформы в Эквадоре заключается в том, чтобы разрешить основные проблемы фрагментарности и невосприимчивости политических партий и в то же время предоставить больше места для участия новым политическим группам (в частности, состоящим из коренного населения). Однако нет никаких явных признаков, подтверждающих то, что нынешняя реформа приведет к включению меньшинств в политику партий либо, что партийная система станет более дисциплинированной и умеренной.
Модель избирательной системы в Эквадоре должна успешно сочетать две основные задачи:
- предоставление места новым политическим лицам, особенно местным властям и группам коренного населения;
- создание достаточного уровня законности и партийного консенсуса
вокруг эффективно работающего правительства президента.
Важные избирательные переменные величины, такие как, например, формула избрания президента либо время проведения выборов показали, что они имеют большее влияние на партийную систему и им в будущем должно уделяться больше внимания со стороны ученых и политиков.