10 декабря 1983 года Аргентина вернулась в русло демократии после почти восьми лет авторитарного правления, и с тех пор она имеет свободные и справедливые выборы. Когда Альфонс н передал бразды президентства Карлосу Са и Менему в 1989 году, это произошло впервые в истории Аргентины, когда справедливо избранный президент от одной партии передает президентство справедливо избранному президенту другой партии.
В апреле 1994 года состоялись выборы для формирования Учредительного Собрания. Среди многих поправок в Конституцию 1853 года были положения по переизбранию президента, сокращению срока полномочий президента, отмены системы избирательной коллегии и введение второго тура голосования при некоторых обстоятельствах. Президентский срок полномочий сократился с шести до четырех лет, а второй тур голосования будет необходим, если ни один кандидат не получит хотя бы 45 процентов голосов в первом раунде, или если победитель имеет 40 процентов голосов, а предельное число голосов у кандидата, занявшего второе место составляет меньше 10 процентов. Однако, реформа не затронула таких важных особенностей Аргентинской избирательной системы, как сильный федерализм, пропорциональное представительство (PR), а также порог в три процента списка избирателей в каждом округе.
По новой конституции президент, который является главой государства и правительства, открыто избирается на четырехлетний срок при помощи всеобщего избирательного права для взрослого населением. Национальный Конгресс имеет две палаты. Палата депутатов состоит из 257 членов, выбираемых на четырехлетний срок посредством пропорционального представительства, причем половина мест обновляется каждые два года. Они имеют право на переизбрание. До реформы сенаторы избирались косвенно на девятилетний срок провинциальными законодательными органами. Сейчас члены Сената избираются в 25 округах, от которых выбирают три депутата, (24 провинции и город Буэнос-Айрес) на шестилетний срок, причем одна треть обновляется каждые два года. Каждый из 25 избирательных округов открыто выбирает трех сенаторов. Два места присуждаются самой выбираемой партии и одно место - второй самой большой партии. Правители, Городские Мэры и местные власти выбираются согласно своим провинциальным и муниципальным конституциям. Депутаты все еще выбираются по закрытым спискам, что означает, что гражданам не разрешается изменять порядок кандидатов или вычеркивать фамилии в списке. Кроме того, большинство партий используют закрытое выдвижение кандидатов по выбору в список и его порядку. Звание, чин и принадлежность к партийной элите оказывают большое воздействие на поведение законодателей. Каждый из 25 избирательных округов имеет свои законы о выборах. Тем не менее, примечательно, что одиннадцать провинций практикуют “двойное одновременное голосование” как в Уругвае. Закон разрешает одновременную внутрипартийную и межпартийную конкуренцию. Политические партии представляют несколько кандидатов, которые борются друг против друга, но чьи голоса складываются вместе для определения, какая партия в итоге набрала больше голосов. Победителем является самый выбираемый кандидат в самой выбираемой партии. Две основные особенности внесли вклад в успех Аргентинской демократии, начиная от демократизации 1983 года и до конституционной реформы в 1994 году. Во-первых, двухпартийная система обеспечила то, что президент имел большой блок законодателей в конгрессе. Во-вторых, эти законодатели демонстрировали уровень дисциплины от среднего до высокого уровня, что позволило президентам принимать законодательные акты с относительной легкостью. Тем не менее, четыре дополнительных элемента, которые запустили реформу 1994 года, нанесли вред работе демократической системы. Первое, федеральное правительство контролировало поток ресурсов, идущий от центрального правительства в провинции. Второе, способность президента вмешиваться в судебную власть вредило системе сдерживания и противовесов. Третье, закрытые партийные списки по законодательным выборам производили много недовольства среди граждан, которые заявляли, что законодатели были более лояльны к партийным лидерам, чем к проблемам избирателей. И последнее, чрезмерное количество чрезвычайных президентских и срочных указов ослабило способность конгресса проверять их исполнение.
Реформа конституции 1853 года в апреле 1994 года явилась результатом внепарламентского соглашения известного как “Pacto de Olivos”, подписанного между Менемом и бывшим президентом Ра 1 Альфонс н. С одной стороны, главной целью Менема было переизбрание, и она была достигнута. С другой стороны, цели Альфонса н были более масштабными и трудными для понимания. По существу он хотел придать более определенный парламентский стиль Аргентинским политикам. Поэтому была создана должность “главы кабинета”: должностного лица, которое конгресс мог снимать. Тем не менее, создание такой должности не уменьшало большую концентрацию власти у президента. В мае 1995 года Президент Менем обеспечил переизбрание с 49.8 процентами голосов, но основное преобразование произошло в партийной системе: третья сила, ФРЕПАСО, вышла на второе место, набрав 29.3 голосов, оставив партию Радикалов на традиционно низком третьем месте с 17 процентами голосов. В выборах в законодательный орган в октябре 1997 года оппозиционные Радикалы и ФРЕПАСО создали коалицию, названную “Альянс”, во многих провинциях для поражения партии Перонистов. В результате этих выборов не только Перонисты потерпели поражение во многих провинциях, но они также потеряли контроль над провинцией Буэнос Айреса, где проживает почти 40 процентов граждан Аргентины. Лидер ФРЕПАСО, Грасиело Фернандес Межиде, активист борьбы за права человека, стал самым серьезным противником для еще неизвестного кандидата от партии Перонистов в гонке за президентство 1999 года.
Законодательные выборы 1997 года подняли важный вопрос относительно политического будущего Аргентины. Находящаяся у власти партия Перонистов потеряла почти 10 процентов своей поддержки и свое большинство в нижней палате, таким образом, она должна будет заключать сделки с оппозицией при принятии законодательных актов. Остается открытым вопрос станет ли Аргентина страной с трех партийной системой или останется двухпартийной. После выборов 1997 года обе партии ФРЕПАСА и Радикалов имеют стимулы поддерживать свой альянс так же, как и баллотироваться отдельно. С одной стороны, обе партии имеют большое побуждение остаться вместе. У Радикалов пока нет лидеров таких же популярных, как у ФРЕПАСО, а у ФРЕПАСО нет сильного партийного аппарата, который имеется у Радикалов. С другой стороны, если две оппозиционные партии решат сохранять альянс, они будут вынуждены бороться на открытых выборах до 1999 года, чтобы определить кандидатов на президентство, что может вбить клин между ними.