После использования двухтуровой мажоритарной системы абсолютного большинства в Германской империи, а также использования чистой системы пропорционального представительства в Веймарской республике (см. Смешанная Пропорциональная Система) новая избирательная система была создана Парламентским советом в 1949 году. Система была создана на основе основного Закона Федеративной Республики Германии - Западногерманской конституции. Она оказалась результатом межпартийного соглашения между демократическими силами в Западной Германии. Также как и Основной закон, первоначально она считалась временной, но она остается неизменной с 1949 года.
Германская избирательная система классифицируется как персонифицированная пропорциональная система (Personalisierte Verh Itniswahl), или как ее называют в Новой Зеландии смешанной пропорциональной системой (ММР). Суть ее заключается в том способе, каким она сочетает персональное голосование в одномандатных округах, с принципом пропорционального представительства.
В настоящее время, германский парламент (Бундестаг) имеет 656 мест, без учета дополнительных мест (см. ниже). Каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос (Erststimme) является персональным голосом, отданным за определенного (партийного) кандидата в одном из 328 одномандатных округов. Второй голос (Zweitstimme) является партийным голосом, отданным за партийный список на федеральном уровне (Landesliste). Кандидатам разрешено конкурировать в одномандатных округах, а также одновременно в списках партий. Избранными (Directmandate) являются кандидаты, которые получают относительное большинство в одномандатных округах. Однако второй голос определяет то, сколько представителей будет отправлено в Бундестаг от каждой партии.
Затем подсчитываются все вторые голоса (Zweitstimme), отданные за партии на общенациональном уровне. Только партии, набравшие более пяти процентов голосов на национальном уровне, либо имеющие трех депутатов, избранных непосредственно в одномандатных округах, рассматриваются в общенациональном распределении мест по спискам пропорционального представительства. Число представителей от каждой партии, которая пересекла установленный законодательно порог, подсчитывается в соответствии с формулой Харэ. Затем места распределяются по 16 штатам (Lander). Количество мест, выигранных партией непосредственно в одномандатных округах определенного федерального штата, затем вычитается из общего количества мест, выделенных для списка этой партии. Оставшиеся места передаются для закрытого партийного списка. Если партия выигрывает больше мест путем прямого голосования в определенном федеральном штате, чем число мест, выделенных ей во втором этапе голосования, эти дополнительные места (berhangmandate) сохраняются за этой партией. В этом случае, общее количество мест в Бундестаге временно увеличивается.
Германская система не является, как иногда предполагается, смешанной системой, но является системой пропорционального представительства. Она отличается от пропорционального представительства только тем, что пятипроцентный порог на общенациональном уровне исключает небольшие партии из представительства в Парламенте и благодаря пропорциональному представительству, относительно широкий круг социальных и политических сил представлен в Парламенте. Более того, избирательная система, в некоторой степени, открыта для социальных и политических изменений. Несмотря на порог, новые политические партии, поддерживаемые значительной частью избирателей, имеют доступ в Парламент. Кроме Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), Социально-демократическая партия (СДП) и Свободно-демократическая партия (СвДП), которые были представлены в Бундестаге с 1949 года, новая Партия зеленых (ПЗ) выиграла парламентские места в 1983 и 1987 годах. После неудачи в преодолении порога в 1990 году Зеленые, в коалиции с Альянсом 90, смогли вернуться в Парламент в 1994 году. После объединения Германии, даже небольшие восточногерманские партии выиграли места в парламенте. Во всеобщих выборах, прошедших в Германии в 1990 году, Восточногерманский Альянс 90/ Зеленые и партия демократического социализма (ПДС) преодолел пятипроцентный порог, который применялся отдельно для бывшей Восточной Германии и бывшей Западной Германии во время проведения именно этих выборов. Через четыре года ПДС воспользовалась преимуществом “альтернативного положения” выиграв четыре из требуемых трех мест путем прямого голосования.
Персональное голосование за кандидата в одномандатных округах, ставит своей целью обеспечить тесные взаимоотношения между избирателями и их представителями. На практике, однако, преимущество этих округов не следует переоценивать. В Германии, выборы в одномандатных округах, в основном основаны на предпочтениях, отдаваемых партиям, а не личности кандидатов. Первоначальные надежды на то, что система смешанного пропорционального представительства будет гарантией тесных взаимоотношений между избирателями и представителями, осуществились только частично, несмотря на попытки представителей установить тесные связи со своими избирательными округами. Тем не менее, этот элемент округа внутри системы пропорционального представительства помогает, по крайней мере, преодолеть то расстояние между избирателями и представителями, которое обычно увеличивается обыкновенными системами пропорционального представительства по закрытым спискам.
Более того, система двух голосов позволяет избирателям разделить свои голоса стратегически между существующими или возможными партнерами коалиций. Фактически, разделение голосов является обычным явлением среди сторонников небольших партий. Поскольку кандидаты небольших партий имею мало шансов выиграть в одномандатных округах, их сторонники часто отдают первый голос кандидату округа из большей коалиционной партии. Таким же образом, сторонники больших партий могут “одолжить” свой второй голос меньшей партии в коалиции с тем, чтобы обеспечить преодоление ей установленного законом порога. Таким образом, разделение голосов стратегически используется избирателями для поддержки партнера по коалиции “их” партии или, по крайней мере, для указания на их коалиционные предпочтения.
Приводя к высоко-пропорциональным результатам, избирательная система приводит к тому, что сфабриковать большинство, при котором одна партия выигрывает абсолютное большинство парламентских мест на меньшинстве набранных голосов, становится почти невозможным. Фактически, за последние пятьдесят лет в Германии этого не происходило. Правительства большинства всегда были коалиционными правительствами, и любая смена правительства происходила из-за изменений в структуре коалиции. Германские коалиционные правительства обычно стабильны и избиратели считают их законными из-за внутренних стимулов коалиций к сотрудничеству. Многие жители Германии предпочитают коалиционное правительство однопартийному правительству. Основная функция контроля выполняется оппозицией, которая достаточно широко представлена. Важно отметить, что взаимоотношения между правительством и оппозицией в германской политике являются скорее единодушными и согласованными, чем конфликтными или враждебными. Это, однако, является результатом исторической и политический культуры, а не избирательной системы как таковой.
К настоящему времени система, основанная на пропорциональном представительстве членов разных партий, не проявила каких-либо серьезных недостатков в Германии. Она действует уже достаточно долго, чтобы иметь высокий уровень институциональной законности; основные принципы одномандатных округов и системы PR остаются неизменными с 1949 года. Однако произошли некоторые небольшие изменения. Главным из них является введение двух отдельных голосов в 1953 году. До этого избиратель имел только один голос, который он мог отдать как за окружного кандидата, так и за кандидатов, представленных на общенациональной основе пропорционального представительства.
Тем не менее, с 1949 года было предпринято несколько попыток провести значительные изменения в избирательной системе и наиболее интенсивно в 1960-е годы, когда противники системы пропорционального представительства требовали введения системы FPTP. Это происходило отчасти из-за политического маневрирования с целью усилить позицию более сильных партий, а отчасти, основываясь на теоретической школе мысли, которая отдавала предпочтение британской модели; но все эти попытки оказались безуспешными. С недавнего времени избирательная система подвергается критике за создание слишком большого количества дополнительных мест без попыток представить компенсацию партиям, находящимся в невыгодном положении в Парламенте.