Новая Зеландия изменила недавно свою избирательную систему. В 1993 году эта страна проголосовала за то, чтобы отменить систему голосования FPTP, которую она использовала более века, в пользу пропорционального представительства. Из данного изменения следуют две вещи.
Во-первых, примерно двадцать лет назад считалось весьма маловероятным, что Новая Зеландия, в ряду всех других стран, может изменить свою избирательную систему. Во вторых, это изменение можно рассматривать в качестве хорошего примера того, как следует переходить от одной системы голосования к другой. Этот переход был совершен после тщательного изучения, дебатов и общественных консультаций. Большинство экспертов по электоральной реформе согласятся, что нельзя легко относиться к крупным электоральным реформам и в этом смысле никто не может упрекнуть Новую Зеландию, что она легко отнеслась к переходу на Пропорциональное представительство.
Долгое время Новая Зеландия имела как бы особый статус среди остальных демократических институтов мира, как один из наиболее «чистых» примеров Вестминстерской модели правления - модели с по существу неограниченной исполнительной властью при избирательной системе, которая в некоторых отношениях была «более британской, чем в самой Британии». В течение многих лет эта система воспроизводила «чистейшие» парламенты Вестминстерского образца, с однопартийным правительством и относительно стабильной партийной системой. Тем не менее недовольство общественности влиянием системы FPTP проявилось в Новой Зеландии после парламентских выборов 1978 и 1981 годов. В обоих случаях оппозиционная Лейбористская партия получала больше голосов по стране в целом, чем находившееся у власти правительство Националистской партии, но в обоих выборах Националистская партия получала большинство мест в Парламенте и поэтому оставалась у власти. Более того, как в 1978 году, так и в 1981 году третья в то время в политической жизни Новой Зеландии партия - Социальное доверие - выиграла довольно значительное число голосов (16% в 1978 году и более 20% в 1981 году), но - что нередко в условиях системы FPTP – получила очень мало мест в Парламенте Новой Зеландии (одно и два места, соответственно) – в Палате представителей, состоящей из более чем 90 членов.
Когда в 1984 году Лейбористская партия пришла к власти она создала королевскую комиссию по избирательной системе, задача которой состояла в том, что рассмотреть «следует ли чтобы все или определенное число или соотношение членов парламента избиралось согласно альтернативной системе….. такой как пропорциональное представительство или преференциальное голосование».
Королевская комиссия по избирательной системе заседала большую часть 1985 года и весь 1986 год до того, как выдала длинный и тщательный отчет, в котором она определила десять критериев тестирования как FPTP, так и других систем голосования. Эти критерии были следующими:
Обеспечение справедливости для всех партий;
Эффективное представительство меньшинств и особых групп по интересам;
Эффективное представительство маори (маори являются коренным этническим меньшинством в Новой Зеландии);
Политическая интеграция;
Эффективное представительство избирательных округов
Эффективное участие избирателей;
Эффективное правительство;
Эффективный парламент;
Эффективные партии;
Обеспечение законности.
Однако в то же время Королевская комиссия подчеркивала, что «ни одна система голосования не может в настоящее время полностью отвечать идеальным стандартам, установленным этими критериями», и указывала, что эти критерии не имеют один и тот же «вес».
Королевская комиссия предложила, что Новой Зеландии следует принять систему пропорционального представительства, схожую с таковой в Германии: Оригинальная смешанная пропорциональная система членства; Смешанная Пропорциональная система (MMP). Избиратели имеют два голоса – один для дачи за политическую партию и второй, подаваемый за местного кандидата, избираемого по системе FPTP в одномандатных участках. Как и в Германии, но в противоположность положению в Японии и России, партийное голосование является верховным принципом в избирательной системе Новой Зеландии, потому что партийное голосование определяет общее число мест, получаемых партией в Парламенте. Например, если политическая партия получает 25% партийных голосов на выборах, то она имеет право на 30 (25%) мест и 120 в Парламенте. Если эта партия уже выиграла 23 места от местного округа (или региона), то она получает право на дополнительные семь мест в Палате представителей, которые заполняются первыми семью лицами в ранжированном партийном списке кандидатов. Подобным же образом, партия, получившая 25% партийных голосов, но только с двумя членами от участков, получит дополнительно 28 мест согласно своему партийному списку с тем, чтобы общее число мест в Парламенте также дошло до 30.
В свете того, что Новая Зеландия использовала систему голосования FPTP более 100 лет, Королевская комиссия по избирательной системе отвергла систему пропорционального представительства по принципу Единственного передаваемого голоса STV, как по причине того, что МMP «сохраняет одномандатные участки», так и вследствие того, что результаты выборов по MМP обеспечивают «более точную пропорциональность», чем при STV. Комиссия также рекомендовала проведение референдума по принятию системы МMP, и несмотря на то, что отдельный комитет Парламента Новой Зеландии не согласился с рекомендациями Королевской комиссии, в конце концов политическое давление привело к проведению двух референдумов по избирательной реформе.
Первый референдум, состоявшийся в сентябре 1992 года, не являлся обязывающим, но был своего рода индикативным плебисцитом. Однако, избиратели настолько единодушно проголосовали за изменение избирательной системы и МMP, что второй, обязывающий, референдум состоялся через 14 месяцев. Второй референдум ставил напрямую вопрос выбора между избирательными системами FPTP и МMP и за первую систему отдали голоса 53,9% избирателей.
Для обеспечения того, чтобы официальные кампании агитирования во время референдума по избирательной реформе были проведены «политически беспристрастно, сбалансированно и с соблюдением нейтралитета», Министерство юстиции пошло так далеко, что назначило Панель экспертов по избирательному референдуму, которая была вне досягаемости политиков и государственных служащих как в 1992, так и 1993 годах. В каждом случае эта панель возглавлялась Старшим омбудсменом страны и имела существенный бюджет для информирования избирателей о механике – фактически о достоинствах и недостатках – различных вариантов, выносившихся на рассмотрение референдумов.
Последние выборы в Новой Зеландии по системе FPTP состоялись 6 ноября 1993 года, в тот же день, когда прошел референдум, на котором избиратели сделали выбор в пользу MMP в качестве новой избирательной системы страны. Только три года спустя Новая Зеландия провела свои первые выборы по системе ССМ – 12 октября 1996 года. Результаты выборов 1996 года показывают, что система MMP ответила многим ожиданиям Королевской комиссии, которая рекомендовала принять эту систему.
Шесть партий представлены в новом Парламенте, каждая в точном соответствии с частью голосов, которую она выиграла в целом по стране; система является высокопропорциональной. На данный момент 15 Маори заседают в Палате представителей, также Маори представлены в Парламенте Новой Зеландии примерно в той же пропорции, как в целом по стране. То же самое можно сказать и о Тихоокеанских Островитянах, выборы в Парламент также показали, что был выбран первый азиатский член парламента. В дополнение к этому, в целом процент женщин в Парламенте возрос с 21% в 1993 до 29% в 1996. Очевидно также и то, что избиратели осознали каким образом использовать новую избирательную систему в своих интересах. Обзор, проведенный до выборов, показал, что 38% избирателей намеревались разделить свой голос между своей партией и своим местным избирательным округом или же голосами округа; для сравнения, лишь 15% избирателей в Германии голосовали одновременно за разных кандидатов. Более того, общее количество проголосовавших было больше в 1996 г., чем в 1990 и 1993 гг.
В 1986 г., Отчет Королевской Комиссии по системе выборов указал на то, что «система выборов должна позволить Правительствам … быть более ответственными. Правительства должны иметь возможность действовать решительно, когда это необходимо, также должна присутствовать приемлемая целостность и стабильность как внутри Правительств, так и между ними». Только время ответит на вопрос о том, сможет ли новая избирательная система в Новой Зеландии соответствовать требованиям этого критерия. Критика нового имела место через два месяца после всеобщих выборов 1996 г., когда новое правительство должно было быть приведено к присяге. Новое правительство является коалицией двух партий - Национальной и Первой Новозеландской - они контролируют незначительное большинство (61 место) в Палате Представителей с 120 членами. Тем не менее, Новозеландские избиратели не удивлены данным фактом. К примеру, Комиссия Избирательного Референдума 1992 г. указывала на то, что согласно MМP «второстепенные партии будут представлены в Парламенте», в результате «коалиции и соглашения между партиями будут необходимы, для того чтобы сформировать правительства». На следующий год Комиссия Избирательного Референдума повторила, что «при MМP вероятно появление коалиционных правительств. Это происходит потому, что система МMP находит отражение в Парламенте, предоставляя каждой партии долю ее голосов в целом по стране. Имея несколько партий в Парламенте, вероятность того, что ни одна партия не будет иметь большинства голосов в Парламенте очень высока». Именно это и произошло в Новой Зеландии в 1996г.