Выборы в июне 1989 года в Польше сыграли своего рода поворотную роль в распаде коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе. Эти выборы стали результатом переговоров между польскими коммунистами и оппозицией, ведомой профсоюзом Солидарность, завершившихся так называемым Согласием Круглого стола в апреле 1989 года. Согласие круглого стола установило уникальную (и предназначенную только для однократного применения) систему «раздробленных» выборов, где 65% из 460 мест в Сейме было заранее выделено для коммунистов и их союзников, а остальные 35% предназначались для открытой борьбы. Вдобавок верхняя палата парламента – Сенат –должна была переизбираться, причем все 100 в ней предстояло заполнить на свободных, не ограничиваемых выборах, первых полностью свободных и справедливых выборах в Восточной Европе за более чем 40 лет. На выборах, состоявшихся 4 и 18 июня 1989 года, Солидарность выиграла все места кроме одного, за которые вступила в борьбу. Коммунисты получили свои заранее выделенные места в Сейме, но не получили ни одного места в Сенате. Результаты этих выборов отражали высокий уровень политической поляризации в Польше в течение 1980-х годов.
Сейм
Парламент, избранный в 1989 году сроком на четыре года, уже в 1990 году стал отсталым от жизни и устаревшим. В нем все еще преобладали люди старого режима, не имевшие по существу шансов на переизбрание, поэтому не без колебаний все же новые выборы, в конце концов, были назначены на 27 октября 1991 года. После длительных дебатов новый избирательный закон по выборам в Сейм был утвержден этой Палатой 28 июня 1991 года. У участников этих дебатов были свои явные и скрытые интересы, и они часто меняли свои позиции. В целом пост-коммунистическое большинство в Сейме вместе с некоторыми группировками, следующими за Солидарностью, желало введения пропорционального представительства, в то время как остальные (Президент Валенса и крупные партии в русле Солидарности) отстаивали разнообразные смешанные избирательные системы. Практическое правило состояло в том, что чем сильнее была партия и более популярными были ее лидеры, тем меньше была вероятность, что она будет склонна принять чистое Пропорциональное представительство (PR). В конце концов, среди депутатов взяли верх соображения, связанные с неопределенностью результатов выборов и для проведения выборов в Сейм была принята система PR.
Согласно системе, принятой в 1991 году, страна была поделена на 37 участков, по 7-17 мест от каждого участка в зависимости от количества населения. Для регистрации своего списка на участке партиям было необходимо набрать, по меньшей мере, 5000 подписей избирателей, проживающих на данном участке. Места на участках распределялись между партиями по системе Харе-Нимейера, без какого-либо порога. Из общего числа в 460 мест 69 были даны (посредством модифицированного метода Сент-Лагу) на общенациональной основе тем партиям, которые (а) зарегистрировались в общенациональном списке (для чего партии было необходимо зарегистрировать свой список, по меньшей мере, на пяти участках, собрав по меньшей мере по 5000 подписей избирателей на каждом участке) и (б) пройти порог в пять процентов в общенациональном масштабе и/или добиться избрания своих кандидатов по меньшей мере на пяти участках. Эти пороги убирались, если только речь шла о этнических меньшинствах. Избирателям на каждом участке предстояло выразить свое предпочтение, выбрав список одной партии, и поставив пометки имени кандидата, за которого они желают проголосовать.
Политическая дихотомия (раздвоенность) выборов 1989 года (Солидарность против старого режима) в 1991 году сменилась высоко раздробленной политической картиной, где более ста партий и квази-партий боролись за избрание в Сенат и Сейм. Выборы завершились формированием крайне раздробленного парламента, когда наиболее сильная партия в Сейме контролировала всего 13,5% мест и не было возможности создания коалиции большинства из менее чем пяти партий. Все вместе 18 партий и групп контролировали, по меньшей мере, по два места каждая, а еще 11 таких групп имели по одному месту каждая. Фактическое количество игроков в Сейме фактически было меньше благодаря слияниям и созданию коалиций. Этот парламент в течение двух лет назначил трех премьер-министров, два правительства и обусловил свой преждевременный уход после принятия вотума недоверия правительству Ханны Сухоцкой в мае 1993 года. Президент Валенса, будучи перед выбором отставки правительства или роспуска парламента выбрал последнее. Среди последних законов, принятых распускаемым Сеймом, были поправки к избирательному закону.
Поправки, принятые уходящим парламентом, были предназначены для ограничения раздробленности посредством устранения более слабых партий из Сейма. В частности были внедрены три следующих инструмента: (1) пятипроцентный порог для партий и восьми процентный порог для коалиций в масштабах всей страны (а порог для общенационального списка был поднят с пяти до семи процентов); (2) увеличение числа избирательных округов с 37 до 52 с расширением значимости округа с трех до 17 мест; (3) внедрение формулы д'Ондта, дающей преимущества более сильным партиям, при распределении всех мест. Поддержка этих поправок напрямую (позитивно) коррелировала с силой партий, находившихся в уходящем Сейме. Для некоторых партий, поддержавших эти поправки, они оказались разрушительными, так как только одна коалиция и пять партий проходили в Сейм при выборах по такой схеме.
Таким образом, избирательная реформа дала ожидаемые результаты: более сильные партии получили дополнительные места, а наиболее слабые были удалены из Сейма. Хотя и удалось преодолеть раздробленность парламента, но это было достигнуто за счет серьезного искажения пропорциональности. Правящая левая коалиция, возникшая после выборов, получила совместно всего 36% голосов, но контролировала большинство мест в 66%. При 34% голосов, «потерянных» за счет партий, не представленных в Сейме (в основном из правой половины политического спектра), парламент, избранный в 1993 году, воспринимался как не полностью легитимный: он представлял (поскольку явка на выборы была на уровне 52,1%) всего 34% потенциальных избирателей. Таким образом одна возможность (фактически существовавшая между 1991 и 1993 гг.) дисфункции демократического порядка – нестабильные правительства, генерируемые раздробленным парламентом – была заменена в 1993 году другой возможностью, а именно, стабильным правительством без достаточной легитимности.
Этот потенциал недостаточности был устранен в результате последних выборов 21 сентября 1997 года, проводившихся согласно тем же правилам, что и в 1993 году. Хотя всего пяти партиям и коалициям удалось пройти установленные пороги, они представляли 87,8% всех действительных голосов (при явке на выборы на уровне 47,93%). Более важно, что в Сейм вернулся политический баланс, так как несколько партий раздробленного правого крыла на этот раз объединились под зонтиком Избирательной акции Солидарности (ИАС) и выиграли большинство голосов, чтобы сформировать правоцентристское правительство с либерально-демократическим Союзом свободы. Однако, борьба между двумя крупными коалициями, возглавляемыми на левом крыле пост-коммунистическим СЛД и ИАС на правом крыле, привела к ослаблению поддержки центристских партий и ре-поляризации государственного управления по идеологическим линиям.
Сенат
С 1989 года избирательные округа для выборов в Сенат основывались на географическом принципе, что означало, что в 47 провинциях Польши из 49 избиралось по два сенатора. Только две наиболее густонаселенные провинции получили по три сенаторских места. Сенаторы избираются блоковым голосованием кандидатов. В 1989 году было необходимо получить большинство голосов, чтобы выиграть (с последним туров выборов через две недели после первого тура). Для последующих (1991, 1993 и 1997 гг.) выборов в Сенат последний тур выборов был отменен (относительное большинство голосов заменило абсолютное их большинство). Интересно отметить, что уровень раздробленности и – за небольшим исключением – политического состава Сената с 1991 года шли параллельно с партийным составом Сейма.
Президентские и местные выборы
С 1990 года Президент Республики Польша избирается всенародным голосованием. Если в первом туре никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, то последний тур между двумя первыми кандидатами проходит спустя две недели. На выборах 1995 года, характеризовавшихся плотной гонкой между находившихся тогда у власти Лехом Валенсой и конечным победителем Александром Квасьневским, такое соотношение сил внесло свой вклад в ре-поляризацию политического спектра.
На местных выборах параллельно используются две системы: FPTP в сельских общинах и городах с населением менее 40 тысяч человек, и партийный список PR в городах с населением свыше 40 тысяч человек.